Лица бизнеса

Одно время контролеры вообще ходили к нам, как на работу. Чуть ли не каждый день. Зимой, например, приезжают в мой тупик посмотреть, вывожу ли я снег.

Сергей Гормаш:

 

«На собеседовании я задаю специфические вопросы»

Гормаш Сергей Аркадьевич.

Родился в 1956 году в Белоруссии. Окончил Московский институт машиностроения. С 2000 года - генеральный директор

ООО «Гормаш-2000».

- Сергей Аркадьевич, перед тем, как стать предпринимателем, вы работали заместителем начальника отдела одного из министерств. Почему решили поменять руководящее кресло госслужащего на свободное предпринимательское плавание?

- Мое добровольное и многими моими коллегами тогда не понятое увольнение из министерства пришлось на начало 1990-х годов. В то время в нашей стране стала активно формироваться бизнес-среда. И я понял, что пора и мне заняться чем-то новым. Начал ремонтировать автомобили. Сам. Буквально на дороге. Без всяких специальных условий. Делал я это хорошо, а потому достаточно быстро стал обрастать клиентурой. Вскоре я уже не успевал обслуживать всех тех, кто хотел отремонтировать у меня свою машину. Поэтому в 1992 году основал кооператив «Миг». В рамках этого кооператива я не только руководил коллективом, но и сам выполнял ряд автослесарных работ. Дела предприятия шли достаточно хорошо. И все же я решил закрыть его и организовать новое.

- Почему?

 - Дело в том, что учредителями «Мига» были несколько человек. В том числе и я. И чем дольше мы работали вместе, тем больше между нами возникало разногласий. Поняв это, я в 2000 году организовал новое предприятие, назвав его «Гормаш-2000». Учредителями его стали я, моя жена и наш сын. Я работаю генеральным директором, супруга - моим заместителем по экономике, сын - менеджером по продвижению услуг.

- В Москве сейчас достаточно много автосервисов. Наверное, чтобы быть успешными, каждому из них нужно ориентироваться на какой-то определенный сегмент рынка

- Да. Это действительно так. Правильный выбор своего сегмента рынка необходим. В частности, мы сразу взяли курс на ремонт отечественных автомобилей. Таких, как «Жигули», «Волга», «ГАЗель», «Ока» различных модификаций, а также небольшие иномарки. Особым нашим «коньком» является умение безупречно ремонтировать дизельные моторы австрийской фирмы «Штайер», которые стоят на автомобилях «ГАЗ-560». Моторы эти очень сложные, и далеко не все автослесари разбираются в них. Я сам лично ездил на Горьковский автозавод, на котором проводились специальные занятия, посвященные эксплуатации и ремонту этих моторов. Интересно, что повышать свою квалификацию приехали тогда практически одни слесари. Из руководителей автосервисов я, пожалуй, был один. Может, поэтому вот уже несколько лет моя фирма занимает одно из лидирующих мест в Москве по ремонту этих двигателей. Ведь автослесарь, как правило, не видит глобальных проблем, да и не владеет таким объемом знаний, чтобы вникнуть во все нюансы современной техники. Вообще я не тот руководитель, который весь свой рабочий день сидит за столом, не выходя из кабинета. Я в любой момент сам могу, что называется, засучить рукава и крутить гайки. Поэтому слесарям работать со мной и сложно, и легко. Тем, кто ищет предлог, чтобы что-нибудь не сделать на должном уровне, - сложно. Ведь я сам занимаюсь ремонтом автомобилей и всегда могу проверить работу подчиненного. А с другой стороны, работать со мной легко, так как я всегда могу подсказать, что и как надо сделать.

- А с кадрами проблем нет?

- Что вы! Проблема кадров сегодня - одна из самых острых. Так, многие люди со стажем считают, что, если они 30 лет крутили гайки, то они опытные и квалифицированные специалисты. На самом деле стаж сам по себе сейчас не имеет большого значения. Техника, в том числе и отечественная, стала сложнее. А потому автослесарю кроме навыков еще и соответствующие знания нужны. Очень востребованы сейчас слесари-электронщики, которые могут и правильный диагноз сломавшемуся автомобилю поставить, и лечение ему прописать, и вылечить. Найти таких специалистов в наше время очень сложно. Неудивительно, что участились случаи, когда руководители автосервисов просто переманивают слесарей друг у друга.

- Где же вы берете кадры?

- У меня есть опыт подбора кадров с помощью самых разных каналов. И надо сказать, все они очень далеки от совершенства. Взять, например, биржу труда. Считаю ее вообще ненужной структурой. Почему? Да потому, что по их направлению чаще всего приходят люди, в принципе не заинтересованные в получении рабочего места. Они прямо с порога говорят: «Мне ваша работа не нужна. Подпишите «бумагу», что я у вас был и что вы трудоустроить меня не можете». Для чего им это нужно? Чтобы и дальше получать пособие по безработице и ничего не делать. Или где-нибудь еще подрабатывать «вчерную». Что касается молодежи, то большинство ее представителей хочет проводить рабочий день в красивом офисе, а не трудиться на производстве. Поэтому молодые люди вообще не стремятся получать рабочие профессии. Многие склонны винить во всем рухнувшую систему ПТУ. На самом деле учебные заведения, готовящие рабочие кадры, существуют и сейчас. К нам, например, регулярно приходят и практиканты, и выпускники таких училищ. Но подготовка молодых специалистов очень низкая. Практически всему их приходится учить на своем производстве. И зарплату еще при этом платить. Я вообще считаю, что забота о зарплате подчиненных - одна из основных забот любого руководителя. Поэтому я не приемлю такую систему оплаты труда, когда работники, что называется, «сидят» на процентах. У меня все мои подчиненные получают фиксированную зарплату. Ведь это моя проблема - загрузить их работой. И, если я с этой проблемой не справился, мой коллектив не должен от этого страдать.

- В кадровые агентства с просьбой подыскать подходящих специалистов обращались?

- Обращался. С их подачи в основном приходят люди с большими амбициями. Сразу требуют большую зарплату. А начинаешь с ними говорить и понимаешь, что они этих денег просто не стоят. Выясняется это сразу же. Просто на собеседовании я задаю специфические вопросы, ответы на которые полностью раскрывают знания и навыки претендента на рабочее место. Это понимают и сами потенциальные сотрудники моей фирмы. Многие после разговора со мной соглашаются работать у нас на условиях более низкой, адекватной их возможностям заработной плате. Часто принимаем в качестве учеников знакомых тех слесарей, которые у нас уже работают.

- Ну, а воровство случается?

- К сожалению, да. Я таких вещей не терплю. Увольняю сразу же. Правда, в последнее время пропажи на нашем предприятии стали случаться очень редко. Просто я собрал коллектив и сказал всем своим работникам, что теперь за пропажу какого-либо имущества будут отвечать все. Теперь я стоимость похищенного делю на количество сотрудников и полученную сумму вычитаю из зарплаты каждого. При такой коллективной ответственности все стали пристально следить и за имуществом, и друг за другом.

- Ваш автосервис находится в Шелепихинском тупике. Само слово «тупик» говорит о том, что место у вас не бойкое. Как вас находят клиенты?

- Во-первых, мы распространяем в автосалонах, на автозаправках и в автомагазинах свои рекламные буклеты и листовки. В бумажной прессе, в Интернете даем рекламу.

А во-вторых, если ко мне в тупик едут, значит, я хорошо работаю, и люди узнают об этом друг от друга. Коллективу всегда говорю: один довольный клиент приведет еще троих, а один недовольный «оттянет» десять потенциальных заказчиков. Так что работать надо хорошо.

- Наверное, тот факт, что ваша фирма находится не на оживленной трассе, защищает вас от частых визитов разного рода контролеров?

- Вовсе нет. Одно время они вообще ходили к нам как на работу. Чуть ли не каждый день. Зимой, например, приезжают в мой тупик посмотреть, вывожу ли я снег. Это же абсурд какой-то! В городе основные магистрали снегом завалены. И это ничего. А в моем тупике не весь снег убран - так прямо караул. Заставляют меня заключать договор с организацией, которая имеет право вывозить снег на плавильную станцию. Но самая большая неприятность, которая исходит от наших властей, - это ощущение нестабильности. Оно очень мешает развиваться бизнесу. В моем случае камнем преткновения стало занимаемое моей фирмой помещение в 1000 квадратных метров, которое я выкупил у собственника в 2000 году. Это был пустой ангар, который я оборудовал под автосервис. И на выкуп помещения, и на его обустройство я потратил немало денег и сил. И вот теперь выясняется, что еще в 2006 году, не сообщив мне об этом ни в какой форме, Москомзем передал землю, на которой стоит мой ангар и налог за которую я регулярно плачу, в федеральную собственность. А «федералы» собираются на занимаемой моим помещением земле возводить какие-то объекты Делового центра «Москва-сити». Предварительно, естественно, разрушив мой ангар. Когда они собираются это делать и как планируют поступить со мной, мне представители властных структур не говорят. Хотя я задавал им эти вопросы многократно в устном и в письменном виде. Создается впечатление, что они вообще не хотят принимать во внимание существование моей фирмы на дорогостоящей земле ЦАО нашего города. В общем, я готов и к конструктивным переговорам с московскими чиновниками, и к борьбе. Я энтузиаст своего дела и сдаваться не собираюсь.

Беседу вела Марина Масляева

 

Перейти к архиву >>

НАШИ ПАРТНЕРЫ

           

Создание сайтов NewMark