Обсуждаем проблему

Интеграция в инфраструктуру «умного города»

Технологии интеграции граждан в инфраструктуру «умного города»

Не так давно мы уже касались темы «умного города», как одной из самых обсуждаемых в обществе. Говорили о необходимом инструментарии, позволяющем приблизить время, когда «умные города» станут практикой (http://www.delmoscow.ru/news/?cid=3fe6b80e&nid=8ced3123&highlight=Esri%20CIS). Сегодня мы хотим раскрыть тему немного с другой стороны - с точки зрения интеграции граждан в инфраструктуру «умного города». Своим мнением по этому вопросу с нами поделился Александр Клинцов, генеральный директор компании StarBlazer.

- Каковы основные направления «электронной» интеграции граждан в инфраструктуру современного российского города (получение госуслуг, получение информации, осуществление платежей, диалог с властью и организациями, обеспечивающими безопасность и комфорт городской среды, краудсорсинг, создание и участие в работе и постоянных некоммерческих организаций и временных объединений, другие)?

- Пожалуй, наиболее известны проекты, связанные с предоставлением госуслуг и получением соответствующей справочной информации. Уровень реализации здесь очень неровный, но «процесс пошел». Гораздо лучше развиты системы оплаты коммунальных и иных услуг. Это связано с тем, что в таких проектах активно участвуют банки, встраивающие платежные сервисы в свои системы интернет-банкинга.

Пожалуй, «городские платежи» уже стали стандартным элементом таких систем, а соревнование сместилось в сторону подключения все большего числа получателей платежей и в придумывание дополнительных сервисов, например, автоматического перечисления средств по определенным датам, или зачисления средств на электронные проездные билеты. В то же время, насколько я знаю, показания счетчиков потребления воды и электроэнергии пока приходится вписывать в платежки, пусть и электронные. Хотя эти данные вполне могла бы постоянно отслеживать телематическая система - в полностью автоматическом режиме.

В области безопасности широкое распространение получили видеонаблюдение, а также всевозможные охранные и противоугонные системы, которые при необходимости оперативно передают информацию об инциденте прямо в соответствующую службу реагирования. Есть несколько перспективных областей, где пока идут эксперименты. В системе образования проходят обкатку сервисы класса «электронный дневник» и технологии дистанционного обучения. Нельзя не упомянуть достаточно интересные проекты в области транспортной телематики. В некоторых городах пассажирский транспорт подключают к системам спутникового мониторинга.

Такая система прогнозирует время прибытия каждой транспортной единицы на остановки по маршруту движения и отображает эту информацию на городском портале и на информационных табло, установленных прямо на остановках. В Москве появился сервис, позволяющий прямо со смартфона отправить фотографию какой-то неурядицы (например, открытого люка на дороге), просто выбрав ее категорию из словаря. На основе этих данных формируется задание соответствующей службе, а автор может дистанционно контролировать статус работ.

Надо сказать, что за рубежом подобные краудсорсинговые системы давно и успешно применяются в некоторых мегаполисах. Приживется ли это в нашей стране, будет зависеть от того, насколько мотивированы будут городские службы на выполнение заданий, полученных от «толпы». Имеется еще одна перспективная область взаимодействия с поставщиками услуг через Интернет. Это здравоохранение.

Кроме многочисленных информационных порталов, пока основные направления, доступные для граждан, - это дистанционная запись в электронные очереди к врачу и, с большими ограничениями, т. н. телемедицина (дистанционные видеоконсультации). Пока таких сервисов очень и очень мало, но, несомненно, тут есть огромное поле роста, например, дистанционный мониторинг состояния хронических лежачих больных и автоматический вызов к ним нужного врача или инициирование телефонного разговора с больным или родными. В общем, сейчас мы переживаем переломный этап. Удобных сервисов еще крайне мало, да они еще и разбросаны по разным городам. Но они «взломали лед», убедительно демонстрируя, насколько более комфортной может стать городская среда, если станет действительно высокотехнологичной. Причем массовый потребитель достаточно энергично откликнулся на нововведения.

- Какие федеральные и муниципальные программы РФ сегодня предусматривают интеграцию граждан в инфраструктуру современного российского города? Расскажите, пожалуйста, о реализации этих программ.

- Я не эксперт в этом вопросе. Коллективные точки доступа в почтовых отделениях признаны неэффективными и сейчас закрываются. В то же время, есть и позитивный пример. Это - интересная госпрограмма для детей-инвалидов, не имеющих возможности посещать учебные заведения, в рамках которой осуществляется установка спутникового оборудования для организации дистанционного обучения.

- Какие аппаратно-программные решения, могут быть использованы органами управления и городскими службами для решения описанных задач? (большая просьба привести примеры из российской практики).

- Органы управления и городские службы могут использовать практически те же технические средства, которые применяются в бизнесе. Наиболее существенные отличия связаны с информационной безопасностью: защитой персональных данных, аутентификацией и использованием электронной подписи для организации юридически-значимого документооборота.

Конечно, имеются непроработанные области, например, совмещение срока действия электронных подписей с требованием длительного архивного хранения электронных документов. Но, в целом, эти вопросы достаточно хорошо знакомы специалистам по информатизации. Определенной проблемой является нехватка во многих госструктурах высококвалифицированных системных архитекторов и инженеров, способных контролировать все этапы проектирования, создания, внедрения, эксплуатации и развития крупных информационных систем государственного масштаба. Сдерживает и нормативная база, во многих случаях не предусматривающая электронную форму услуги. Однако, на мой взгляд, самая сложная проблема существует на стороне потребителя. Это «последняя миля» в системе широкополосного доступа в Интернет (ШПД). Без повсеместного распространения ШПД зона действия таких проектов будет ограничена крупными городами, где можно использовать оптику и сотовые радиотехнологии 4G. По самым оптимистичным оценкам это около половины населения России. А со второй половиной что делать? Если не решить эту проблему, «цифровое» неравенство усилится, перейдя с уровня разной доступности информационных ресурсов Интернета на уровень совершенно разной доступности госуслуг и коммерческих услуг с существенной социальной составляющей. Ни проводные технологии ШПД, ни беспроводные технологии 3G и 4G не могут помочь - даже по чисто экономическим соображениям. С их помощью можно продемонстрировать какое-то решение, но не более того. Полностью решить проблему повсеместного широкополосного доступа в Интернет позволяет только двухсторонний спутниковый Интернет, который сравнительно недавно стал доступен практически на всей территории страны в виде услуги StarBlazer Tandem. Сегодня в деревне, в фермерском хозяйстве, в любой глуши пользователям доступны скорости до 18 Мбит/с, что позволяет совершенно комфортно работать с любыми Интернет-сервисами. Еще большее развитие эта технология получит в ближайшие годы, когда будут запущены российские спутники, работающие в Ka-диапазоне: «Экспресс-АМ5», «Экспресс-АМ6», «Экспресс-АМ4R» и «Экспресс-АМУ1».

- Каковы, на Ваш взгляд, сильные и слабые стороны текущего процесса «электронной» интеграции граждан в инфраструктуру современного российского города? Как это процесс должен выглядеть «в идеале»? Как он выглядит сейчас, чем объясняются отличия, и каковы прогнозы на их ликвидацию?

- Как я говорил выше, наиболее острая проблема связана с усилением «цифрового неравенства» граждан за счет разной доступности ШПД. Сегодня комплект двухстороннего спутникового Интернета стоит примерно как смартфон среднего уровня. Т.е. такое решение вполне доступно для большинства россиян. Однако, к сожалению, не для всех. Причем в наименее выгодных условиях оказываются многодетные и неполные семьи, люди с ограниченными физическими возможностями, пенсионеры, хронические больные. Т.е. именно те категории населения, которые наиболее тесно взаимодействуют с госучреждениями, системами образования и здравоохранения, с обычными и неформальными организациями, работающими в социальной сфере. Думаю, просто необходимы какие-то программы, позволяющие им получать оборудование спутникового ШПД бесплатно или по символической цене.

- Как изменяется качество жизни граждан в «умном городе» по сравнению с традиционным? Какие преимущества и возможности возникают у жителей от интеграции граждан в инфраструктуру умного города? А какие преимущества и возможности возникают городских служб и властных структур?

- Давайте представим себе, что все проекты, о которых я говорил выше, не разбросаны по стране, а доступны все сразу, причем в удобной форме, без современных «костылей», когда какие-то виды взаимодействия переведены в электронную форму, а какие-то остались как были. Забудутся очереди, будет сэкономлено невероятное количество времени. За счет надомной работы снизятся транспортные потоки. Схемы краудсорсинга возвратят жителям ощущение общности, способности влиять на жизнь, даже направлять ее.

А это изменение в сознании принципиально меняет и отношение человека к среде обитания. Городские службы и власть сможет персонифицированно взаимодействовать с гражданином - вот где проявится степень их реальной клиентоориентированности! Конечно, идеальный «умный город» весь пронизан высокими технологиями. И этот аспект прогнозировать проще. А вот готовы ли поставщики услуг к такому повороту событий? Это не технический и даже не организационный вопрос. Это другая парадигма. Сегодня посещение почти любого присутственного места мгновенно подрезает крылья любой мечте. Но, может быть, и это временно?

 

Перейти к архиву >>

НАШИ ПАРТНЕРЫ

           

Создание сайтов NewMark