Обсуждаем проблему

Интеллектуальные транспортные системы для Москвы

Интеллектуальные транспортные системы для Москвы

Эксклюзивное интервью газете «Деловая Москва» Михаэля Вебера, генеральный директор Kapsch TrafficCom Russia

Не могли бы вы рассказать, что представляют собой ИТС, и в чем заключаются их преимущества?

ИТС, или интеллектуальные транспортные системы, охватывают широкий спектр решений, направленных на улучшение работы транспорта за счет усиления мобильности и повышения безопасности дорожного движения. Это не просто технология или какое-то отдельное приложение, это комплексное решение, призванное реализовать определенную транспортную политику.

Я бы хотел привести несколько примеров использования ИТС при организации движения легковых автомобилей и грузовиков.

Для частных легковых автомобилей это может быть различная информация на дороге: дорожные знаки, электронные системы взимания оплаты за проезд по тоннелю или по шоссе, или новая функция eCall. Данная функция электронного вызова позволяет нажатием кнопки или в автоматизированном режиме (если автомобиль поддерживает эту функцию) отправлять сообщение в случае аварии, и центр управления дорожным движением получит всю необходимую информацию о местоположении автомобиля, его номерных знаках, о том, кто является водителем и т.п., чтобы оперативно организовать помощь. Для обеспечения работы данных приложений требуется технологическое обеспечение.

В случае с электронным взиманием оплаты за проезд это: бортовое устройство в автомобиле, взаимодействие с операционным центром, где маршрут сравнивается с картой, после чего в соответствии с тарифами рассчитывается стоимость проезда и подготавливается счет. Таким образом, как вы видите, подобная система взимания платы за проезд сочетает в себе множество приложений, технологий и подсистем, и все они служат единой цели.

Все ИТС приложения должны работать во благо пользователей. Что касается системы eCall, то польза заключается в том, что в случае происшествия пострадавшие смогут более оперативно получить помощь. В серьезных ДТП от этого зависит многое: например, если помощь прибывает через 30 минут, то пострадавший может умереть. Но если машина скорой помощи прибывает на 10 минут раньше, врач сможет своевременно оказать необходимую помощь и тем самым спасти жизнь.

Время - это критический фактор, влияющий на снижение смертности в ДТП и на выживание пострадавших. Другой пример ИТС - это интерактивные знаки на дорогах, которые могут сообщить, что, к примеру, на расстоянии 15 км от вашего местонахождения произошла авария, и вы можете изменить свой маршрут, выбрав другую дорогу.

Таким образом, ИТС обеспечивает экономию времени, либо помогает улучшить экологическую ситуацию, либо уменьшить количество пробок на дорогах, либо снизить последствия аварий, или одновременно все это вместе взятое. ИТС также помогают при планировании поездки, во время и после поездки.

До поездки, при планировании, вы, зная маршрут, сможете рассчитать, удобнее ли доехать из точки А до точки В на автомобиле, на поезде, или используя оба этих вида транспорта. Кроме того, ИТС позволяют вам рассчитать затраты на поездку.

Если это личный транспорт, то важны не только стоимость проезда за один километр, но и время, а также дополнительные издержки в виде загрязнения окружающей среды, образования пробок и шума.

При сравнении общей стоимости поездок на большие расстояния ЖД транспорт может быть более выгодным. Возможно, удобнее будет сочетать различные виды транспорта. Имея всю эту информацию при планировании поездки, вы сможете принять решение о том, каким транспортом воспользоваться. Во время поездки вы получаете всю необходимую информацию о дорожном движении: данные о скоростном режиме, информацию о вашем местоположении, кроме того, имеются системы, которые помогают вам избежать дорожных происшествий (информация о температуре или о наличии гололеда).

После поездки - это счет, информация о том, сколько вы проехали за месяц, штрафы, если вы что-то нарушили, и т.п. Все эти данные могут использоваться позднее при дальнейшем планировании поездок.

В чем вы видите актуальность ИТС для российских городских улиц?

Основная задача ИТС заключается в уменьшении количества аварий, снижении числа пострадавших, уменьшении смертности на дорогах, сборе штрафов, информировании пассажиров, улучшении экологической ситуации и обеспечении дополнительного комфорта. В России об ИТС начали говорить всего лишь несколько лет назад, тогда как в остальном мире об ИТС знали еще 15-20 лет назад. Сперва это может показаться недостатком, но на самом деле это преимущество, поскольку Россия может воспользоваться международным опытом и ноу-хау в сфере ИТС. То есть вам не нужно тратить время на ожидание и разработку, вы можете воспользоваться существующими ИТС-приложениями.

Однако для начала необходима государственная политика в этом вопросе. ИТС не могут применяться в рамках личной инициативы.

Так, государство ставит задачу, к примеру, уменьшить количество пробок на автотрассах на 50%. Потом создается план действий, которые нуждаются в финансировании, поэтому должны быть решены вопросы бюджета. Кроме того, необходимы соответствующие законы. Поэтому при внедрении ИТС необходимо наличие правительственной политики, плана действий, источников финансирования и механизмов регулирования и контроля. В Европе работа ИТС определена в рамках «Европейской директивы по интеллектуальным транспортным системам». Евросоюз принял решение по этой директиве на уровне Европарламента: была создана директива по ИТС, которая была ратифицирована всеми государствами-членами Евросоюза. Затем, после принятия этой директивы, Еврокомиссией был разработан план действий по ИТС, где были определены основные приоритетные направления и приложения.

Каким образом ИТС способны улучшить транспортную инфраструктуру города?

Опыт показывает, что ИТС позволяют добиться грандиозных успехов. Объем трафика уменьшается в абсолютных числах, соответственно, уменьшаются пробки, увеличивается средняя скорость, повышается эффективность общественного транспорта. Например, трафик, прибывающий в Центральную зону Лондона, снизился на 16%, количество входящего транспорта в Западной расширенной зоне Лондона снизилось на 14%. Внутренний трафик в этой зоне снизился на 10%.

Организация зоны платного въезда в Стокгольме позволила уменьшить трафик на 20%. В Милане, где сложилась неблагоприятная экологическая обстановка, внедрение ИТС позволило бы уменьшить трафик на 5 миллионов автомобилей в абсолютном выражении. Даже зоны с ограниченным въездом без взимания платы за проезд, но с электронной системой контроля въезда транспортных средств, позволяет значительно снизить объем трафика (на 70% и более).

Кроме того, такие зоны обеспечивают дополнительный доход за счет автоматизированной фиксации нарушений и наказания нарушителей. Технологии играют важную роль при обеспечении этих мер.

В Москве в 2018 году планируется проведение чемпионата мира по футболу FIFA WorldCup. Как самому густонаселенному городу Европы, Москве требуется срочное внедрение ИТС решений в ближайшие сроки.

Какие решения вы могли бы посоветовать для улучшения ситуации в Москве?

Москва срочно нуждается в системе управления дорожным движением. Если бы правительство Российской Федерации приняло подобную концепцию, хотя бы для Москвы, это стало бы очень хорошей новостью. Однако ограничиться одними лишь электронными системами управления для ликвидации пробок на дорогах Москвы не получится. Необходим комплексный подход, который можно реализовать лишь на политическом уровне - обеспечить решение проблем, связанных со строительством дорог, проблем с нехваткой парковочных мест. Все эти проблемы относятся к различным департаментам, и поэтому их решение - чрезвычайно сложная задача.

Представляя свою концепцию для России, мы предлагаем наши разработки и наши технологии, но для внедрения подобных решений в Москве необходимы изменения в законодательстве, необходимо взаимодействие различных департаментов, что также потребует политической воли. Конечно, важно ограничить въезд транспорта в город - возможно, для этого потребуется различать жителей города и гостей. Кроме того, важно информировать участников дорожного движения, управлять дорожным движением, предлагать парковки.

Мы столкнулись с подобными проблемами в Италии, где исторические центры городов были переполнены. Если вы живете здесь, вам не приходится платить ни копейки, однако если вы здесь чужой, то вам придется заплатить за въезд в город, или выплатить штраф, если вы въехали без оплаты. В некоторых местах вы не сможете передвигаться на автомобиле, если здесь не живете - вам будет доступен только общественный транспорт.

Ежегодно в Риме собирается штрафов на сумму около 200 миллионов евро. По Бергамо имеет право перемещаться всего лишь 300 автомобилей, у других на это нет разрешения. Если вы живете на окраине и вам необходимо повидаться с доктором, вы не сможете до него добраться на автомобиле.

Конечно же, многим это не по нраву, однако такие решения принимаются на уровне муниципалитетов и для тех людей, кто голосовал за общественных лидеров. Иностранные туристы не голосуют на выборах глав муниципалитетов.

Поэтому от таких решений выигрывают жители городов, а остальные - проигрывают. Но если вы не ограничите въезд в город, то в проигрыше будут все. В этом случае муниципалитет должен продемонстрировать жителям, что все средства, собранные в виде платы за въезд и в виде штрафов, идут на развитие общественного транспорта, строительство дорог и парковок. Это также является частью предлагаемой нами концепции.

Могли бы такие системы, как ИТС способствовать энергоэффективности и энергосбережению?

Разумеется, потому что они ориентированы на эффективность. Однако, ИТС главным образом призвана обеспечить выгоду конечным пользователям, например, гарантировать определенный уровень обслуживания, дать определенные гарантии при планировании поездки, обеспечить предсказуемое время прибытия и определенный уровень безопасности пассажирам.

В г. Казань Вы реализовываете ваш первый проект - оборудовали дорожные перекрестки автоматическими приложениями. Какой результат может быть получен от внедрения?

Мы оснастили оживленные перекрестки полностью автоматизированными решениями для фиксации нарушений правил дорожного движения: проезда на красный свет, нарушений при движении по полосам, а также нарушений скоростного режима.

Эта система полностью интегрирована в местную полицейскую систему и позволяет наказывать нарушителей ПДД полностью в электронном виде. Это первый подобный проект в России.

В Италии мы организовали работу зон с ограниченным движением в 26 крупных городах, в том числе в Риме, Болонье, Турине, и даже в Бергамо. Создание подобных зон позволило пополнить муниципальные бюджеты, уменьшить загруженность городских улиц в исторических центрах и улучшить экологическую ситуацию. Сокращение трафика на улицах города также было основной целью при внедрении системы сбора платежей в Лондоне, где наши решения используются наряду с системами двух других поставщиков.

 

Перейти к архиву >>

НАШИ ПАРТНЕРЫ

           

Создание сайтов NewMark