Обсуждаем проблему

На всякий пожарный случай

  

На всякий пожарный случай

Горим меньше, отвечаем строже

Количество пожаров по Москве за прошедший 2009 год снизилось, но штрафы за несоблюдение предписаний Госпожнадзора, вероятно, 
уже в этом году будут увеличены в несколько раз. О том, какие нарушения правил и норм пожарной безопасности служат сегодня основными 
причинами для предъявления претензий со стороны органов Госпожнадзора, с какими трудностями сталкиваются сами инспекторы 
при проведении проверок, и какие изменения грядут в законодательстве, мы побеседовали с начальником Управления 
Государственного пожарного надзора ГУ МЧС по г. Москве Олегом Найденковым.

- Олег Николаевич, традиционно после новогодних праздников столица считает убытки: пристрастие горожан к яркому празднованию 
Нового года и Рождества с применением пиротехники увеличивает статистику пожаров. Как прошли минувшие праздники?
- Празднование Нового года и последующие каникулы в Москве прошли гораздо спокойнее, чем многие прошлые новогодние праздники. 
Мы отметили снижение количества пожаров, а также числа погибших и пострадавших в них почти в два раза!
И даже число травмированных в результате неос-торожного обращения с пиротехникой в эти новогодние каникулы почти в два раза ниже: 
19 человек - за эти праздники, 35 - за прошлогодние.
На мой взгляд, во многом этому способствовала работа органов федеральной власти, запрет на применение пиротехники и огневых эффектов 
внутри помещений и, конечно же, широкий общественный резонанс после печально известного случая в пермском клубе «Хромая лошадь». 
А может быть, свою роль сыграл и финансовый кризис: люди стали меньше выкидывать деньги на ветер, ведь пиротехнические изделия стоят 
недешево.
- Недавняя трагедии в Перми, о которой вы упомянули, привела к внеплановым проверкам многих заведений, где бывает массовое скопление 
народа. Какие именно заведения проверяют и каковы результаты этих проверок?
- Действительно, пермская трагедия, унесшая более ста жизней, спровоцировала волну внеплановых проверок объектов с массовым 
пребыванием людей - ночных клубов, дискотек, театров. Кроме того, проверяют сейчас и некоторые предприятия общественного питания, 
работающие в ночное время, - кафе, рестораны и т.д.
В данной категории мы отобрали и проверили около 1600 объектов, и по 378 объектам мы направили материалы в суд. На сегодняшний 
день по 157 объектам принято решение о приостановке деятельности, а в 13 случаях мы закрыли только не отвечающие нормам пожарной 
безопасности отдельные помещения, к примеру, подвалы.
Для сравнения: за I квартал 2008 года, когда также проводились проверки объектов данной категории, суд принял решение о приостановке 
деятельности всего 27 заведений.
Хочу отметить, что отдельные проверки проводились в присутствии представителей прокуратуры. И я должен констатировать, что более 50% 
из числа закрытых заведений - субъекты малого предпринимательства.
К примеру, на три месяца по решению суда закрыто кафе-клуб «Апшу» в Климентовском переулке, «Трактир на кругу» в Северном округе и др.
- Какие нарушения послужили в основном причиной закрытия?
- В числе основных нарушений, обнаруженных при проверках, - несоответствие путей эвакуации требованиям противопожарных норм, 
отсутствие систем оповещения и пожарной автоматики, а также нарушения правил эксплуатации электросетей и электрооборудования.
К примеру, в проверенных клубах были закрыты окна, завалены эвакуационные выходы.
Чаще всего заведения не отвечали элементарным правилам безопасности для эвакуации людей в случае чрезвычайной ситуации. Например, 
по требованиям пожарной безопасности (не только в заведениях с массовым скоплением людей) категорически запрещено применение 
некоторых отделочных материалов на путях эвакуации, в частности отделка деревом.
Нельзя также отделывать эвакуационные пути (коридоры) материалами, на которые отсутствует сертификат пожарной безопасности. 
Потому что есть материалы, типа пластиковых панелей, по внешнему виду которых нельзя сразу определить, горючие они или негорючие, 
выделяют токсичные вещества или нет и т.д. И поэтому инспектор, приходя на проверку, должен посмотреть сертификат на эти отделочные 
материалы. Если же он отсутствует - это тоже нарушение.
Ведь коридоры допускается отделывать только определенными по типу горючести, дымообразования и токсичности материалами. Вполне может 
быть, что отделка вашего коридора соответствует всем этим требованиям, но если сертификата нет - ее как минимум потребуют убрать.
Еще одно довольно распространенное нарушение, особенно опасное в местах массового скопления людей, - зауженные дверные проемы, 
например, вместо положенных по правилам 1,20 м их делают 90 см. А значит, при возникновении чрезвычайной ситуации, когда толпа хлынет 
к выходу, может возникнуть «пробка», давка и т.д.
Или же проход в заведения осуществляется по узкой винтовой лестнице, на которой и двоим-то тесно. Еще одно характерное нарушение - 
наличие решеток на окнах, несоответствие количества эвакуационных выходов. К примеру, в клубе, рассчитанном на 500 человек, всего 
два выхода, а по расчетам должно быть три и они должны быть рассредоточены по разным сторонам во избежание столпотворения в одном месте. 
Расстояние до эвакуационных путей тоже не всегда соблюдено: по нормам оно не должно превышать 25 м, а там, как правило, больше.
Далее. В очень немногих клубах пути эвакуации были оборудованы аварийным освещением и знаками аварийного выхода (указателями). 
А ведь при пожаре часто основное электроснабжение выключается, и в этом случае должно загораться аварийное освещение и освещаться 
эвакуационный выход, чтобы дать людям возможность сориентироваться в темноте, в незнакомом месте.
К примеру, в одном из закрытых клубов на севере столицы автоматическая пожарная сигнализация находится в неисправном состоянии, нет 
системы оповещения людей о пожаре и плана эвакуации, дверь на путях эвакуации открывается не по направлению выхода из помещения, 
стены тамбура входа отделаны легковоспламеняющимся материалом, расстояние от прожекторов и светильников на сцене до отделки менее 
0,5 метра и т.д.
Не менее серьезное нарушение, которое, кстати, встречается во многих помещениях, принадлежащих субъектам малого предпринимательства, 
- отсутствие систем дымо-удаления. Представьте: при замкнутом объеме, где нет возможности удаления дыма и растет концентрация отравляющих 
веществ, человек теряет ориентацию и может задохнуться продуктами горения.
В клубе или заведении, где пребывает масса людей, должна быть автоматическая система оповещения о пожаре. Их сейчас много - от самых 
простых, типа громкоговорителя, до продвинутых, работающих в автоматическом режиме. Особенно это касается учреждений, работающих 
с детьми, - это, если мы говорим о малом бизнесе, частные школы, детские сады и т.д.
На многих предприятиях не установлены системы автоматической пожарной защиты или они не соответствуют нормам.
К примеру, клуб «Зона» в ЦАО по правилам должен быть оборудован автоматической системой тушения пожаров, так как это пятиэтажное здание 
и пожар там должен начать тушиться сразу же, до приезда пожарных!
Ну, и два самых распространенных нарушения правил пожарной безопасности, которые повсеместно встречаются на всех предприятиях малого 
предпринимательства и являются, кстати, по статистике, самыми распространенными причинами пожаров: курение в неустановленных местах 
(то есть в рабочих кабинетах) и нарушение требований к эксплуатации электропроводки.
Последнее нарушение служит причиной 25% возгораний. Как правило, это связано со сверхнагрузкой на электросети (применение 
электронагревательных приборов и проч.), плохой заизолированности проводов и др.
- Не последуют ли за волной внеплановых проверок в заведениях с массовым пребыванием людей и подобных предприятиях внеочередные 
повальные проверки всех других заведений - офисов, магазинов и т.д.?
- Нет. Проверки всех остальных предприятий будут идти по годовому плану, опубликованному на сайте МЧС, в соответствии с 294-ФЗ.
Однако не могу сказать, что у остального малого бизнеса все в порядке и внеплановых проверок там не требуется. Более того, сейчас 
существуют определенные трудности проведения проверок малого бизнеса, а именно: руководитель такого предприятия может легко 
уйти от проверки, перерегистрировавшись после трех лет работы, и мы снова не сможем к нему попасть в течение трех лет.
Есть и еще трудности: когда из-за нарушений пожарной безопасности суд принимает решение о приостановке деятельности заведения на 
определенный срок (не более 90 дней), то по его истечении этот объект снова открывается, и не факт, что нарушения там устранены.
Например, сейчас около 30 ночных клубов, деятельность которых была приостановлена решением суда, уже снова работают, при этом все 
в них осталось по-прежнему!
И неважно, устранили нарушения или нет, - заведения все равно открылись.
- Но разве суд не обязывает устранить недостатки?
- Обязывает. Но они этого не делают, потому что зачастую некоторые переделки сопряжены с трудностями, к примеру, перестроение, 
перепланировка и т.д. Поэтому проще переждать время закрытия и снова начать деятельность. До следующей внеплановой проверки, 
которая будет нескоро.
Поэтому мы вышли с предложением в МЧС, чтобы суд принимал решения не на какой-то определенный срок, а до устранения нарушений. 
То есть решение об открытии будем принимать мы.
Кроме того, планируется увеличить штрафы за невыполнение предписаний Госпожнадзора. Так как, мало того что в соответствии с законом 
можно «уйти» от проверки, так еще и, получив предписание, руководителю выгодно не принимать никаких мер - проще заплатить штраф, 
который сейчас довольно мал. К примеру, юрлицо могут оштрафовать максимум на 20 000 руб., должностное - на 2000 руб.
Мы же хотим, чтобы штрафы были соразмерны затратам на выполнение предписаний. И потому выступаем с инициативой повысить штрафы д
о максимального уровня 300 000 руб.
То есть пришла проверка, выявили недостатки, дали срок на их исправление - делай. И если ко второй внеплановой проверке недостатки 
остались, инспектор пересылает материалы мировому судье, который вправе будет налагать штраф. То есть не хочешь платить за свое 
помещение - заплати государству.
Насколько мне известно, наше министерство уже согласовало этот вопрос, поправки уже направлены в Думу. То есть велика вероятность, 
что в 2010 году эти поправки будут приняты.
Еще одна трудность, которая в последнее время вызывает большое количество нареканий наших инспекторов. С введением нового 
пожарного регламента началась путаница с тем, кто должен нести ответственность за пожарную безопасность арендуемых помещений.
По идее, конечно, это должен быть собственник, но он стремится договором переложить все заботы о пожбезопасности на арендатора. 
В помещениях с массой арендаторов возникают сложности по контролю, а если еще и субаренда?
Для того чтобы разобраться в этих хитросплетениях, инспектору нужно потратить массу времени. Случаются и парадоксы: к примеру, 
на арендатора возложена ответственность за обеспечение пожбезопасности помещения, а как он может отвечать за инженерные системы, 
которые проложены в здании? Это только право собственника.
Поэтому мы выступили с инициативой осуществлять мероприятия по надзору в отношении конкретного объекта - если это здание, то 
проверяем здание целиком, а значит, отвечать будет собственник.
- Нередко наши читатели сталкиваются с тем, что, получив помещение, даже выиграв его по городскому конкурсу, они оказываются 
перед лицом трудностей: к примеру, в подвальном помещении заделан второй выход или оно поделено между двумя арендаторами 
и второго выхода из него нет и т.д. Что делать, если изменения производил не вновь вселившийся предприниматель, который получил 
это помещение уже таким? Ведь когда придет с проверкой пожарный инспектор, он оштрафует их...
- Безусловно, таких ситуаций достаточно, но в соответствии с законом о пожаробезопасности ответственность за обеспечение 
пожаробезопасности несет руководитель, он же отвечает и за соблюдение этих требований на своем объекте.
А значит, выбирая помещение, руководитель должен знать санитарные и противопожарные требования и еще на стадии осмотра оценить 
помещение.
К примеру, заранее известно, что размещать в подвальных помещениях сауны запрещено, есть там аварийный выход или нет - все равно. 
Этот тип помещений не предназначен для размещения саун. Но посмотрите, сколько в Москве саун в подвалах! И что, руководитель не знал, 
что этого делать нельзя?
Конечно, в голове держать все нормы и правила невозможно, а потому мой совет - перед покупкой или арендой помещения 
проконсультироваться
 с пожарным инспектором в своем округе. Часы приема можно узнать в своем Центре поддержки предпринимательства или на сайте МЧС.
Кроме того, мы несколько раз в год проводим бесплатные консультации руководителей субъектов малого предпринимательства, встречи и 
круглые столы с представителями малого бизнеса и т.д. Так что приходите, задавайте вопросы. Информация о таких мероприятиях опять же 
вывешена на сайте МЧС или ее можно получить в ваших ТАРПах. 
- Есть ли сейчас какие-нибудь новые тренды, сверхновое оборудование для обеспечения пожарной безопасности, совершившее прорыв в 
своей области? Как, например, пресловутая автоматизированная система диагностики и пожаротушения «Игла» в метрополитене?
- В метрополитене действительно внедрение этой системы было определенным прорывом, так как «Игла» позволяет решить одну из 
важнейших и старейших железнодорожных технических проблем - осуществление контроля за нагревом букс в режиме реального времени. 
Теперь такие системы имеются в каждом подвижном составе. А в перспективе мы хотим оборудовать салоны вагонов в метро установками, 
которые тушат огонь тонкораспыленной водой, практически паром, но, в отличие от пара, температура этой мелкодисперсной среды будет 
невысокой. Более всего это будет похоже на холодный туман. Похожие устройства сейчас используются в животноводстве для дезинфекции 
помещений.
Что касается пожарных сигнализаций, то сейчас самыми надежными и продвинутыми можно считать адресно-аналоговые системы, которые 
позволяют узнать, во-первых, от какого именно датчика пришел сигнал, а во-вторых, уровень этого сигнала. То есть, например, датчик 
дыма не просто дает сигнал, что дым есть, а еще и позволяет определить уровень задымленности помещения. А управляющая панель 
сигнализации, в свою очередь, «знает», какой именно датчик сработал. Отдельная тема - интеграция систем пожарной сигнализации 
с системами видеонаблюдения, контроля доступа и охранной сигнализации при помощи универсальных программных платформ. 
Подобные системы дают очень широкие возможности контроля, однако их применение оправданно для средних и крупных объектов.
Но опять же выбор типа сигнализации необходимо делать из расчета типа помещения, количества сотрудников, назначения помещения 
и множества других факторов. К примеру, если это сауна, то необходимо поставить тепловые датчики и систему автоматического 
пожаротушения в парильном отделении, если обычный офис - дымовые извещатели и т.д. Нюансов множество, и по ним опять же можно 
проконсультироваться с пожарным инспектором.
Самое главное при приобретении сигнализации и другого оборудования для обеспечения пожарной безопасности - чтобы оно имело 
сертификат соответствия этих изделий правилам и нормам пожарной безопасности.
А установкой и монтажом системы пока должны заниматься организации, имеющие лицензию от МЧС и Госпожнадзора. В ближайшем 
будущем планируется систему лицензирования отменить, и такие организации будут вступать в СРО, по примеру строительных. 
И тогда спрашивать лицензию не понадобится.

Дария Харитонова

Перейти к архиву >>

НАШИ ПАРТНЕРЫ

           

Создание сайтов NewMark