Обсуждаем проблему

Между китайской мудростью и западным прагматизмом

«Мы находимся между китайской мудростью и западным прагматизмом, и в этом наше преимущество»

В кризисные времена создаются благоприятные условия для принятия радикальных решений и поворотов.

 

Прокомментировать сложившуюся на сегодняшний день ситуацию в экономике и предложить выходы из нее наша редакция попросила Андрея Орлова, заведующего кафедрой «Государственного управления и менеджмента» Российской экономической академии им. Г.В.Плеханова, доктора экономических наук, профессора.

- К сожалению, мы завели страну в ситуацию, когда экономика стала практически полностью сырьевой. Бездумно копировались неолиберальные проекты отдельных стран, хотя было очевидно, что в России они не приживутся. На этом мы потеряли очень много времени. Нынешние управленческие и экономические механизмы себя в основном исчерпали. Экономический блок Правительства РФ оказался несостоятельным.

Первое, что бы я сделал, для того чтобы помочь стране побыстрее выйти из кризиса - собрал бы несколько команд экономистов разных направлений, исповедующих различные теории и практики, специалистов из других областей и провел бы ряд мозговых атак, во время которых была бы проанализирована экономическая ситуация. Конечно, с учетом той стадии кризиса, на которой мы находимся, и сделанных за последнее время ошибок. Надо вместе собрать и государственников и ребят будущего, работающих в других технологиях и воспринимающих экономику совсем не так, как нас когда-то учили.

С помощью такого «штурма» можно определить методом наложения разных позиций комплексную модельную матрицу, по которой с наименьшими потерями можно было бы выйти из кризиса на макроэкономическом уровне. Все это надо было сделать давно, хотя и сейчас еще  не поздно.

Но одного мозгового штурма и создания такой матрицы действий недостаточно. Надо применить тот инструмент стабилизации экономики, который уже не раз выводил, как мощный локомотив, страны из самых тяжелых кризисов.  Этот локомотив  - малый и средний бизнес.

Других способов в сегодняшней ситуации оживить рынок, поднять экономику, просто нет. Но для того чтобы достаточно быстро обеспечить прорыв, нарастить, развить малый бизнес,  нужно понять, что ему бедному надо. Например, бессмысленно наращивать кредитование малых предприятий под такие процентные ставки, с тяжелыми условиями, с залогами - это неэффективно, это не будет работать.

А есть то, что эффективно - это налоги, налоговые режимы, налоговое льготирование и администрирование. Здесь нужна политическая воля, надо набраться мужества и решать эти проблемы системно и радикально. Да, для бюджета возможны некоторые потери, но они компенсируются на «массе» малых предприятий  за счет объемов.

Сделать это надо как можно быстрее, в нынешнем году, потому что 2010 год по дефициту бюджета будет намного тяжелее. Чиновники на это и напирают, говоря, что налоги, особенно НДС, трогать нельзя - самое тяжелое еще впереди. Это абсолютно неправильно и с точки зрения экономической теории, и самое главное - по экономической логике.

Посмотрите на страны Европы, США и Китай. В Америке число малых предприятий уменьшилось на 1,5 миллиона из 22-22 миллионов. За сто дней у власти из 500 пунктов своей антикризисной программы президент Обама выполнил порядка тридцати, большинство которых касалось именно значительного сокращения налогов. Уже на 3000 долларов в год в среднем снижены налоги на абсолютное большинство домашних хозяйств, малых компаний и семейный бизнес. Предполагается еще целый ряд налоговых послаблений. И это только на федеральном уровне. Но меры предпринимаются и на уровне штатов и отдельных городов.

В силу перевернутости нашей экономики у нас кафе и рестораны, в отличие от США и в Европы, пока не закрываются, а вот градообразующие предприятия в небольших российских городах, на которых работает большая часть их населения - в плачевном состоянии. И это очень тревожно. То же самое происходит с малыми предприятиями, занимающимися строительством, производством, наукой сервисом. Надо, наконец, и набраться мужества и сделать решительные шаги  в налогообложении. Например, освободить на два года от налогов стартующие малые инновационные предприятия. Об этом речь идет уже второй десяток лет.

Много сказано прекрасных слов о снятии административных барьеров, резком уменьшении числа проверок. Но все это делается не системно, какими-то кусками: что-то корректируем в законе о милиции, готовится отдельный документ о проведении проверок только с согласия прокуратуры и т.д., и т.п.

А делать нужно адресную комплексную программу для малого бизнеса, как часть государственной программы антикризисной программы, где все будет разверстано по регионам, где должны быть, в том числе и Москва, и Санкт-Петербург. Ведь Москва - это не менее 20% от всех малых и средних предприятий России.

Эта программа должна быть очень радикальной, конкретной и понятной для каждой, самой  малой компании, индивидуального предпринимателя. Программа должна быть работающей, а не успокаивающей, убаюкивающей, забалтывающей кризис, как у нас порой принято делать.

Есть серьезные исследования, связанные с новой экономикой, в том числе в нашей Академии, которые говорят о том, что не может быть в такой стране, как Россия, один миллион сто сорок тысяч малых предприятий, их должно быть пять-шесть миллионов! Хотя бы для того, чтобы началась какая-нибудь конкуренция. У нас ведь еще нет корневой системы частного предпринимательства. Такой малый бизнес - 15-17% от ВВП, легко растерять или затоптать. Малый бизнес по-настоящему начинает работать тогда, когда есть реальная конкуренция. Если ее нет - то это обманы, обвесы, мелкое и среднее мошенничество, а не бизнес. Наконец, это- инфляция. Потребитель не имеет возможности выбирать, и мы опять идем по тому же старому кругу.

У нас есть шанс сделать рывок. В кризисные времена создаются благоприятные условия для принятия радикальных решений и крутых поворотов в экономике.

Да, не все может быть быстро реализовано, но несколько анклавов с благоприятными условиями для функционирования малого и среднего бизнеса в стране создать можно. Но так, чтобы там было отработано и сделано все, что нужно предпринимателям. В достаточно сжатые сроки это можно отработать на одном регионе, на том, который будет к этому готов. Это может быть и Москва, а может быть Самара или  Томская область. Примером такого радикального решения проблемы может служить принятие многим памятного закона «О кооперации» в конце 80-х годов. Да, там было многое не учтено, упущено, но этот закон дал возможность очень быстро запустить мотор частного предпринимательства, накормить  и одеть людей и создать прослойку активных, действующих и ныне предпринимателей.

Во времена Великой Депрессии у президента Рузвельта спросили, почему промышленность в Советском Союзе растет быстрее, чем США, имея плановые хозяйства и госпредприятия. На что Президент США ответил: «Давайте посмотрим через несколько лет - мы только начинаем по-настоящему использовать возможности частного предпринимательства, частно-государственного партнерства». И действительно, через несколько лет результаты оказались впечатляющими.

Посмотрите на Китай, причина стремительного роста его экономики не только в наличии особых экономических зон, но и в умелом использовании малого и среднего бизнеса, рациональном регулировании и управлении процессами во всей экономике страны.

Примеров в истории достаточно. Надо учиться. Мы - евразийская страна. Как говорил великий Менделеев, кстати говоря, советник выдающегося российского реформатора Витте, Россия между молотом и наковальней. Мы находимся как раз между китайской мудростью и западным прагматизмом, и в этом наше преимущество. Какими бы мы особенными не были, можно, умело сочетая различные экономические, законодательные и административные рычаги, создать условия для выхода из кризисной ситуации.

Говорить о том, что у нас нет достоверной информации о реальных процессах в экономике, тоже не приходится. Например, в Информационном центре при Правительстве Москвы отработана превосходная методика сбора информации из не менее чем десяти источников. Благодаря чему вырисовывается реальная картина для принятия правильных и оперативных решений в малом бизнесе и по экономике, и по социальным вопросам.

Путь один: или мы используем шанс  для того,  чтобы создать новые правила игры, благоприятные налоговые условия работы на рынке, и,  когда предприниматель почувствует, увидит, что почва для его деятельности готова,  он будет не только выживать, у него появятся силы и стимул сохранить и преумножить свой бизнес ради семьи и общего блага.

Или мы этот шанс упустим, и тогда остановятся не только сырьевые и градообразующие предприятия, но и рассыплется как карточный домик малый и средний бизнес.

Подготовил Евгений Серый

Перейти к архиву >>

НАШИ ПАРТНЕРЫ

           

Создание сайтов NewMark