Обсуждаем проблему

Предотвратить пожар

Предотвратить пожар

1 мая 2009 года вступил в силу Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». По новому порядку владельцы и арендаторы нежилых помещений должны теперь самостоятельно определять возможные риски возникновения возгораний, оценивать ущерб имуществу третьих лиц от пожара.

«Отвечать за пожарную безопасность и декларировать ее должен собственник»

Теперь предприниматель должен либо самостоятельно выполнять все требования пожарной безопасности, предусмотренные нормативными документами, либо проводить расчеты, показывающие, что на объекте созданы достаточные условия для обеспечения пожарной безопасности,

то есть пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных федеральным законом.

В первом случае в декларации не требуется производить расчет оценки пожарного риска, но все предпринятые противопожарные меры будут проверены инспектором пожарного надзора. Во втором случае предприниматель либо самостоятельно производит расчет пожарных рисков по имеющимся методикам, либо поручает это специализированным оценочным компаниям, аккредитованным при МЧС РФ.

Декларации должны быть заполнены и сданы в территориальные органы МЧС до 1 мая 2010 года. Один зарегистрированный экземпляр декларации остается у предпринимателя, другой - в МЧС. После прохождения описанной процедуры вся ответственность за ущерб, причиненный третьим лицам последствиями пожара, ложится на подателя декларации.

О том, как будут теперь выстраиваться отношения между предпринимателями и инспекторами государственного пожарного надзора, мы побеседовали с главным специалистом нормативно-технического отдела Управления государственного пожарного надзора Главного управления МЧС России по г. Москве Романом Пугачевым.

 - Роман Александрович, обязательным требованием к собственникам объектов защиты по новому закону является теперь предоставление ими декларации требований пожарной безопасности. Такая декларация должна быть направлена в уведомительном порядке в орган государственного пожарного надзора по месту нахождения объекта в течение года с момента вступления в силу Технического регламента, то есть до 1 мая 2010 года. Со времени вступления закона в силу прошло почти три месяца. Сколько деклараций от столичных предпринимателей уже поступило в Госпожнадзор?

- Увы, активность предпринимателей пока низкая. На сегодняшний день к нам поступило только две декларации, и обе были возвращены заявителям - по ним нашими органами был сформулирован мотивированный отказ в регистрации. То есть на данный момент ни одной правильно заполненной декларации к нам не поступило.

- С чем связана столь низкая активность московских бизнесменов и в чем основные ошибки заявителей?

- Что касается низкой активности, то, на мой взгляд, это вполне объяснимо - люди пытаются разобраться, понять, чего от них хотят, так как документ для них совершенно новый. Судя по тем звонкам, которые поступают сегодня к нам на телефон горячей линии, путаницы еще много, людям нужна помощь в том, как заполнять эти декларации, что нужно делать, чтобы оценить риски и т.д. Хотя я считаю, что в законе все написано довольно просто. И значительным достижением является уже то, что большинство устанавливаемых государством требований к бизнесу и собственникам по обеспечению пожарной безопасности отныне сведены в один законодательный акт, а до вступления в силу «Технического регламента о требованиях пожарной безопасности» действовало около 2000 таких нормативных правовых актов, содержащих около 150 тыс. противопожарных норм.

Но тем не менее пока предпринимателям еще сложно. К примеру, в тех декларациях, которые мы вынуждены были возвратить, ошибка состояла в том, что они были заполнены на тот вид деятельности и на те объекты, которые декларированию не подлежат.

Декларации подлежат только так называемые объекты защиты: п. 15. ст. 2 «Технического регламента о требованиях пожарной безопасности» гласит, что «объектом защиты является продукция, в том числе имущество граждан или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, включая объекты, расположенные на территориях поселений, а также здания, сооружения, строения, транспортные средства, технологические установки, агрегаты, изделия и иное имущество, к которым установлены требования пожарной безопасности для предотвращения пожара и защиты людей при пожаре». А люди на данный момент представили нам декларации, в которых речь идет о коммуникациях. В частности, была подана декларация, где объектом является строительство дороги, но этот вид деятельности не является объектом защиты.

То есть все услышали, что новый Техрегламент начал работать с 1 мая, что надо заполнять декларации, но никто не захотел изучать сам закон непосредственно, где четко и ясно сформулировано, кто заполняет эти декларации и в каких случаях.

- Но, согласитесь, не каждый сможет разобраться в нюансах юридического языка. Мне, например, из приведенной выше формулировки неочевидно, что строительство дорог не подлежит декларировани...

- Именно поэтому мы и ведем активную разъяснительную работу и готовы помогать всем, кто к нам пожелает обратиться. В частности, специально для этого открыт бесплатный телефон горячей линии:

8 (499) 244-83-54, позвонив по которому, любой предприниматель может получить ответ на интересующий его вопрос, связанный со вступлением в силу нового закона. Кроме того, консультации проводятся в любом региональном отделе Госпожнадзора, в каждом округе, а разъясняющая информация вывешена на сайте МЧС www.mchs.gov.ru, где в том числе можно найти все сведения о новых требованиях и правилах заполнения декларации. Там же, кстати, находится и непосредственно ее бланк, который предприниматель может распечатать для заполнения.

- А можно ли будет для наглядности вывесить на этом сайте образец заполнения декларации? Хотя бы для 5-7 основных видов деятельности, таких как торговля, производство, оказание услуг и т.д. Полагаю, это снимет определенное количество вопросов и уменьшит непонимание и недоверие к новым правилам.

- Принимая во внимание количество вопросов, наши сотрудники собирают все пожелания предпринимательского сообщества, и в течение лета мы постараемся разместить на сайте МЧС образцы заполнения деклараций.

В любом случае я призываю представителей малого бизнеса не тянуть с заполнением деклараций и не стесняться задавать нам все интересующие их вопросы! Сотрудники Госпожнадзора всегда готовы дать разъяснения по всем пунктам «Технического регламента о требованиях пожарной безопасности».

- И тем не менее предпринимательское сообщество испытывает трудности. К примеру, до конца не понятно, кто должен подавать декларацию и отвечать за пожарную безопасность в торговых и бизнес-центрах, где располагается не один десяток компаний, - арендатор или владелец нежилого помещения?

- Безусловно, отвечать за пожарную безопасность и декларировать ее должен собственник - владелец помещения, только он обладает документацией по своему объекту, знает такие нюансы, как степень огнестойкости объекта, наличие систем автоматической противопожарной защиты, обеспечение объекта проездами для пожарной техники и т.д. Другое дело, если по договору аренды собственник перекладывает ответственность за пожарную безопасность на арендатора. Если в условиях договора аренды прописано, что арендатор будет отвечать за пожарную безопасность, он имеет право заполнить декларацию.

Надо отметить, что декларация подается в уведомительном порядке, и собственник (или арендатор) объекта принимает на себя ответственность за выполнение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности. При этом ему предоставляется право самому выбирать способ обеспечения пожарной безопасности объекта защиты. Если он обязуется выполнять все требования, указанные в Техрегламенте, то в декларации он указывает перечень нормативных документов по пожарной безопасности, требования которых обязуется выполнять.

Если же он решил сделать расчеты пожарных рисков, то в декларации он указывает степень рисков и перечень мероприятий, обеспечивающих допустимый уровень рисков, установленный техническим регламентом.

- А зачем ему вообще считать риски и как это делается?

- Предположим, собственник объекта защиты смотрит по техническому регламенту требования к своему объекту и понимает, что обеспечение их повлечет за собой высокие денежные вложения. Например, по требованиям техрегламента объект подлежит защите автоматической установкой водяного пожаротушения, стоимость которой превышает либо равна стоимости объекта. В этом случае предприниматель проводит оценку пожарного риска и определяет, что три сотрудника объекта покинут помещение задолго до наступления опасных факторов пожара, что ущерб третьим лицам (соседние здания, покупатели, прохожие) пожаром нанесен не будет, а восстановление объекта после пожара потребует вложений меньше, чем оборудование его указанной системой. Чтобы получить необходимые и правильные расчеты степени рисков, он обращается к независимым экспертам, аккредитованным при МЧС. Перечень таких организаций указан на сайте МЧС, и в настоящий момент их аккредитовано 92 по всей России. Причем у бизнесмена есть выбор, он вправе устроить среди них конкурс, подбирая по цене, времени работы и т.д.

- А сам он их посчитать не может?

- Может. Но для этого ему необходимо создать организацию, аккредитованную на право проведения таких работ.

- Что касается страхования: владельцу помещения также необходимо в обязательном порядке страховать эти риски?

- Страхование рисков тоже добровольное. Новая система предполагает создание условий, при которых владелец, понимая ответственность за безопасность своего предприятия и его работников, сам будет заинтересован в страховании возможных рисков. Как я и говорил, масштабы этих рисков будут определять независимые аудиторские компании. И от этого будут зависеть страховые взносы, устанавливаемые страховыми компаниями. Проще говоря, сумма страхового взноса будет дифференцирована в зависимости от уровня пожарной защищенности объекта. Чем выше уровень защищенности, тем меньше будет сумма страхового взноса. Аудит пожарной безопасности осуществляется исключительно в добровольном порядке и является одной из форм оценки соответствия объектов защиты требованиям пожарной безопасности

(ст. 144, ФЗ-123). Таким образом, предприниматели смогут самостоятельно или при помощи независимой экспертной организации задекларировать обеспечение пожарной безопасности на своем объекте и нести ответственность за ее выполнение перед третьими лицами и государством. Введение системы аудита пожарной безопасности позволит более рационально и эффективно построить систему надзора за объектами, не представляющими особую пожарную опасность и не связанными с массовым пребыванием людей. В основном это будет касаться объектов малого и среднего бизнеса.

- В законе 123-ФЗ (п. 1 ст. 64) сказано, что все объекты капитального строительства подлежат декларированию, за исключением объектов площадью до 1500 кв. метров и высотой не более двух этажей. То есть на стадии строительства не нужно декларировать объект, площадь и высота которого не превышают названных параметров. Почему именно эти помещения исключаются? Они что, менее пожароопасны?

- Помещения площадью до 1500 кв. метров и высотой не более двух этажей в соответствии с Градостроительным кодексом не подлежат экспертизе, а потому и не декларируются на стадии строительства.

Еще раз хочу напомнить, что в основе нового закона лежит «презумпция добросовестности». То есть выполнение всех требований пожарной безопасности. Построили вы такое помещение и работайте в нем на здоровье, соблюдая все требования по обеспечению пожарной безопасности в соответствии с Техрегламентом, а через три года вас придет проверить инспектор Госпожнадзора, чтобы взглянуть, соответствует ли это помещение Техрегламенту и нормативным документам. Не раньше трех лет! Специальных дополнительных проверок Государственный пожарный надзор не планирует. Все подразделения Госпожнадзора работают и будут работать после 1 мая в штатном режиме. Проверки бизнеса Госпожнадзором будут проводится не чаще чем один раз в три года. Плановые проверки проводятся на основании разработанных ежегодных планов. Проекты планов ежегодных проверок направляются на утверждение в органы прокуратуры для утверждения и формирования ежегодного сводного плана проведения плановых проверок. Все это сделано с тем, чтобы снять излишние административные барьеры и в том числе уменьшить коррупционные проявления. Есть процедура, которая предусматривает порядок и сроки осуществления проверки. Все обращения, которые поступают в соответствующие подразделения Госпожнадзора, как в письменном, так и в устном виде, обязательно проверяются. Но, еще раз подчеркиваю: в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

- Какая предусматривается ответственность за невыполнение новых правил? Ужесточатся ли санкции к тем, кто внес в декларацию неверные сведения или не подал ее вовремя?

- В настоящее время внесены предложения по дополнению КоАП РФ статьями, предусматривающими ответственность за достоверность содержащихся в декларации сведений, но мы не можем пока говорить о конкретных цифрах - у нас их еще нет. Но, безусловно, чтобы закон работал, должны быть рычаги воздействия и контроль исполнения всех его требований.

В заключение хочется подчеркнуть, что, создавая новый закон, мы максимально постарались избавить представителей малого бизнеса от административного давления и уйти от того, чтобы инспектор выполнял роль няньки или надзирателя. Принцип декларирования пожарной безопасности давно применяется в международной практике. Он заключается в том, что, подавая декларацию в уведомительном порядке, собственник объекта определяет, какие требования пожарной безопасности необходимо выполнить на подведомственном объекте, т.е. составляет инструкцию о мерах пожарной безопасности для конкретного объекта и обязуется их выполнять.

Хочется, чтобы наши представители малого предпринимательства не забывали о том, что в основе этих требований лежит их собственная безопасность и, кроме того, сохранность жизни других людей.

Дария Харитонова

 

Перейти к архиву >>

НАШИ ПАРТНЕРЫ

           

Создание сайтов NewMark