Обсуждаем проблему

«Мосэнергосбыт» и малый бизнес: рекомендации

«Мосэнергосбыт» и малый бизнес: цифры, факты, рекомендации

Как формируются тарифы на электроэнергию? Почему растут счета за электричество?

Как перейти с одного тарифа на другой?

Как определить годовое число часов использования заявленной мощности (ЧЧМ)?

На какие другие проблемы, связанные с электроэнергией, следует обратить внимание малому предприятию? Мы публикуем краткую справку по основным вопросам, связанным с тарифами на рынке электроэнергии.

Как складываются тарифы. Тарифные группы

Закон № 41-ФЗ от 14.04.1995 «О государственном регулировании тарифов» устанавливает, что сущность государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию (мощность) состоит в установлении экономически обоснованных тарифов (цен, платы за услуги) на электрическую энергию и (или) их предельных уровней. При установлении для отдельных потребителей льготных тарифов на электроэнергию, регулирование которых осуществляется в соответствии с этим законом, повышение тарифов на электроэнергию для других потребителей не допускается.

Нормативно-правовые акты, связанные с регулированием тарифов, выглядят следующим образом. Во-первых, это федеральные законы (уже упомянутый № 41-ФЗ от 14.04.1995 «О государственном регулировании тарифов», № 35-ФЗ от 26.03.2003 «Об электроэнергетике», № 36-ФЗ от 26.03.2003 «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период». Во-вторых, Правительство РФ выпустило постановления, в которых разработаны основы ценообразования и правила рынков (постановления Правительства РФ № 109 от 26.02.2004, № 530 от 31.08.2006, № 643 от 24.10.2003). Федеральная служба по тарифам занимается нормативно-методологической базой для порядка расчета тарифов, а также осуществляет регламентирующую деятельность органов исполнительной власти в области регулирования тарифов. И, наконец, РЭК г. Москвы рассчитывает тарифы для конечных потребителей (постановления об установлении тарифов для потребителей).

Всего существует три тарифные группы потребителей электроэнергии: базовые потребители, население, прочие потребители (в т.ч. бюджетные группы потребителей). В Москве представлены вторая и третья группы.

Тарифы для прочих потребителей устанавливаются одновременно в трех вариантах:

1) одноставочный тариф, включающий в себя полную стоимость 1 киловатт-часа поставляемой электроэнергии;

2) двухставочный тариф, включающий в себя ставку за 1 киловатт-час электроэнергии и ставку за 1 киловатт электрической мощности;

3) зонный - одноставочный (двухставочный) тариф, дифференцированный по зонам (часам суток).

«Выбор между одноставочным, двухставочным и зонным тарифом осуществляется потребителем, в зависимости от того, по какому варианту ему будет дешевле платить», - комментирует Советник генерального директора по взаимодействию с общественностью и СМИ ОАО «Мос-энергосбыт» К. Верюж-ский. Переход на иной вариант тарифа осуществляется по заявлению потребителя и со следующего периода регулирования (подача заявления не менее чем за месяц до вступления в действие установленных тарифов), и в течение периода регулирования (по взаимному соглашению сторон). В 2009 г. разрешается неоднократное изменение варианта тарифа.

Стоимость электроэнергии отражает затраты на ее производство и распределение. Тариф конечного потребителя (например, предпринимателя) складывается из четырех частей: средневзвешенная стоимость единицы электроэнергии, производимой и (или) приобретаемой гарантирующим поставщиком, на оптовом и розничном рынках; стоимость услуг по передаче энергии (если она поставляется на основании договора энергоснабжения); стоимость услуг по организации

функционирования торговой системы оптового рынка электроэнергии (ОАО «АТС»); сбытовая надбавка гарантирующего поставщика. По плану на 2009 г. в структуре тарифа конечного потребителя доля покупки электроэнергии составляет 50,5%, а услуг по передаче - 45,6%. Лишь 3,9% приходится на сбытовые услуги. Рост тарифов конечных потребителей в 2009 г. относительно 2008 г. обусловлен ростом тарифов всех составляющих структуры тарифов на электроэнергию: покупной электроэнергии на 17-20%, услуг по передаче на 38-51%, сбытовой надбавки на 5-9%.

Таким образом, прирост регулируемых тарифов для конечных потребителей составляет в г. Москве 30% (в Московской области 24,8%), а прирост тарифов для населения составляет в г. Москве 27% (а в области 25%). Тарифы на электроэнергию для москов-ских потребителей на 2009 год установлены постановлениями РЭК г. Москвы от 08.12.2008 № 97, от 30.12.2008 № 131.

Оплата электроэнергии прочими потребителями осуществляется как по регулируемым тарифам, так и по свободной цене. Нерегулируемая цена формируется по результатам конкурентного отбора ценовых заявок или по соглашению сторон на оптовом и розничном рынках. В соответствии с Правилами оптового рынка электрической энергии (мощности) (Постановление Правительства РФ от 7 апреля 2007 г. № 643) объем покупки электроэнергии по регулируемым тарифам на оптовом рынке составляет в 2009 г. за I полугодие 65-370% от балансового объема 2007 г., за второе полугодие 45-50% от балансового объема 2007 г.; в 2010 г. за I полугодие 35-40% (от БО 2007 г.), а за II полугодие 15-20% (от БО 2007 г.). Теми же темпами идет поставка по регулируемым ценам на розничный рынок. Предполагается, что в 2011 году объем поставок по свободным ценам составит 100%, и цена на электроэнергию будет больше зависеть от изменений на рынке, что может представлять собой проблему для предпринимателей.

Как объясняют специалисты ОАО «Мосэнерго-сбыт», часть электроэнергии продается по фиксированной, установленной государством цене. В настоящее время в результате процесса либерализации, запущенного Правительством РФ, эта часть снижается, с 2011 года рынок электроэнергии должен стать полностью свободным. Уровень поставки электроэнергии по свободным ценам регулируется Правительством РФ.

«Издержки гарантирующего поставщика при покупке объемов для своих потребителей на оптовом рынке по нерегулируемой цене с помощью специального механизма транслируются на потребителя, - поясняет К. Верюжский. - Такова модель рынка элект-роэнергии, которая существует сегодня в России. Это нельзя понимать как неизбежность, это скорее необходимость синхронизации оптового и розничного рынков электроэнергии». Активные меры сбытовых компаний по снижению данных нерегулируемых цен будут разработаны ближе к введению целевой модели рынка энергии, однако некоторые инструменты снижения издержек и, соответственно, цены трансляции есть уже сейчас.

Например, ОАО «Мосэнергосбыт» активно ведет работу по заключению биржевых двусторонних договоров на электроэнергию и мощность.

Целью заключения данных договоров является снижение стоимости покупки мощности на оптовом рынке по сравнению с ценой конкурентного отбора мощности и соответственно снижение стоимости трансляции для конечного потребителя. Законодательство оптового рынка также ведет работу по сдерживанию роста нерегулируемой цены, например с помощью механизма «сглаживания» пиковых цен на электроэнергию в летние (ремонтные) месяцы. Это позволяет исключать из образования равновесной цены самые дорогие генерирующие станции оптового рынка и снижать ее.

Основные принципы трансляции цен оптового рынка на розничный рынок изменились в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.05.2009 № 411. Для покупателей электроэнергии, имеющих энергопринимающие устройства с присоединенной мощностью свыше 750 кВА, по апрель 2009 г. поставка электроэнергии по регу-лируемым тарифам была пропорциональна объему энергии, потребленной в соответствующем расчетном периоде 2007 года.

С мая 2009 г. она стала пропорциональна объему электроэнергии, фактически потребленной за расчетный период. Для покупателей, осуществляющих расчеты за электроэнергию по двухставочным тарифам, доля поставки мощности, поставляемой по регулируемому тарифу, ранее определялась от договорного объема мощности 2008 года, а с мая 2009 г. стала определяться от фактического потребления мощности в текущем расчетном периоде. При этом электроэнергия сверх объемов, поставляемых покупателям по регулируемым ценам (тарифам), оплачивается по свободным ценам.

Часы использования заявленной мощности: как их определить

Одноставочный вариант тарифа различается по диапазонам годового числа часов использования заявленной мощности (ЧЧМ). В Москве в этом году установлены тарифы для четырех диапазонов (до 5000 часов, от 5000 до 6000 часов, от 6000 до 7000 часов, от 7000 и выше); однако диапазон до 5000 часов в Москве в настоящее время не используется. Это фактически представляет собой льготу для предпринимателей, т.к. чем рациональнее используется электроэнергия, тем больше ЧЧМ и, соответственно, тем ниже тариф. Предприятиям, заплатившим в начале года по тарифу в соответствии с диапазоном до 5000 часов, был проведен перерасчет.

В настоящее время предусмотренных законодательством льгот для малого бизнеса по оплате электроэнергии нет. Льготных тарифов по годовому числу ЧЧМ нет. Но на 2009 год для малого предпринимательства РЭК г. Москвы было  принято решение о применении тарифов только двух верхних диапазонов ЧЧМ. «Сделано это в целях сокращения затрат предпринимателей на оплату потребленной электроэнергии, - подчеркивают специалисты «Мос-энергосбыта». - Предприятия не перевели в другую группу. Они по-прежнему относятся к группе с диапазоном до 5000 часов, просто к ним применяется тариф, утвержденный для диапазона ЧЧМ от 5000 до 6000 часов. Это была антикризисная мера по снижению тарифа на электроэнергию. Но малый бизнес смог оценить, насколько выгоднее было бы ему рациональнее использовать электроэнергию».

ЧЧМ потребителя определятся как отношение годового объема потребления электроэнергии к заявленной мощности. Заявленная мощность - предельная величина потребляемой абонентом в соответствующем периоде регулирования мощности в часы максимальной (пиковой) нагрузки энергосистемы. Период регулирования - период действия тарифов на электроэнергию, равный календарному году (с января по декабрь включительно). Часы максимальной нагрузки энергосистемы устанавливает системный оператор. На 2009 г. эти часы решением ОАО «СО ЕЭС» от 28.12.2008 установлены с 6:00 до 23:00.

Заявленная мощность определяется путем проведения замеров в рабочий день. Каждый час с 6:00 до 23:00 надо снимать показания приборов учета; затем надо определить суммарный расход электроэнергии по всем приборам учета на часовых интервалах (если приборов учета несколько), а потом выбрать максимальное из всех измеренных значение в часах пиковой нагрузки.

Для расчета ЧЧМ берется максимальный из трех возможных вариантов: мощность, заявленная потребителем; мощность, зафиксированная в часы пиковой нагрузки при проведении замеров в зимний (летний) режимные дни (замеры проводятся дважды в году, в соответствии с условиями договора электроснабжения); мощность, зафиксированная гарантирующим поставщиком (энергосбытовой организацией) либо сетевой организацией при проведении контроля. При отсутствии данных замеров, а также если потребитель не предоставляет сведений о величине заявленной мощности, для расчета ЧЧМ используется разрешенная (единовременная) мощность потребителя, указанная в документе, подтверждающем технологическое присоединение. Изменение диапазона ЧЧМ возможно только при изменении суточного графика нагрузки потребителя. Если он предоставляет сведения об изменении графика, в качестве заявленной мощности принимается мощность, указанная потребителем при условии подтверждения достоверности факта изменения суточного графика нагрузки, зафиксированного гарантирующим поставщиком (энергосбытовой организацией) либо сетевой организацией. Такие правила установлены, чтобы потребитель мог не попасть в более высокий ценовой диапазон и мог сократить свои издержки.

Особенности в передаче электроэнергии для предприятий малого бизнеса

Энергоснабжение малых предприятий, как правило, осуществляется от электрооборудования крупных промышленных потребителей. Они проходят как сетевая организация, в обязанности которой входит обеспечение передачи электроэнергии с определенными параметрами и качеством.

В энергосистеме Московского региона ежегодно по решению Московского регионального диспетчерского управления разрабатываются графики аварийного ограничения режима потребления и противоаварийной автоматики. Эти графики применяются при возникновении или угрозе возникновения аварий в работе систем электроснабжения. Их разрабатывают первичные получатели команд - сетевые организации. О включении в графики ОАО «Мосэнергосбыт» уведомляет всех абонентов, заключивших договора электроснабжения.

Предприятиям малого бизнеса, которые получают энергию от сетей абонентов ОАО «Мосэнерго-сбыт», включенных в эти графики, рекомендуют обратить внимание: абоненты должны их проинформировать о необходимости соблюдения заданного режима электропотребления, о причине применения графиков аварийного ограничения режима потребления, о предполагаемом времени восстановления энергоснабжения. Предприятия малого бизнеса, имеющие токоприемники, не допускающие перерыва энергоснабжения, должны быть оснащены независимыми источниками питания. Таким образом, если в случае аварийной ситуации по графику отключат крупное предприятие, то отключат и малые предприятия, подключенные через него. Им следует посмотреть, включено ли «их» крупное предприятие - сетевая организация в график.

Если предприятие решит проводить энергосберегающие мероприятия, то оно может прибегать не только к использованию собственных средств. Существует бюджетное финансирование в рамках программ поддержки малого бизнеса. Есть возможность заключить энергосервисный контракт: «Мосэнергосбыт» осуществляет финансовое инвестирование для реализации энергосберегающих мероприятий с последующим возвратом вложенных средств от образовавшейся в результате их внедрения экономии. Кроме того, существует тариф экономического развития для предприятий г. Москвы. В рамках его предоставления для компании устанавливается пониженная стоимость регулируемой части электроэнергии с использованием экономии на финансирование энергосберегающих мероприятий. Ограничение - годовое потребление энергоресурсов (электроэнергия, газ, тепло) не менее 3000 т.у.т. (тонн условного топлива).

Получить консультацию и начать работу по внедрению энергосберегающих меро-приятий, в том числе за счет предоставления рассрочки по оплате электроэнергии, можно:

1. Обратившись в обслуживающее отделение ОАО «Мосэнергосбыт» (с 01.08.2009);

2. Обратившись в Центр по энергосбережению ОАО «Мосэнергосбыт» (ул. Вавилова, д. 9, каб. 217, тел.

8 (499) 132-86-79;

3. Оставив заявку на сайте www.mosenergosbyt.ru (раздел «Энергосбережение») или отправив заявку по адресу energysave@ mosenergosbyt.ru.

 

Перейти к архиву >>

НАШИ ПАРТНЕРЫ

           

Создание сайтов NewMark