Обсуждаем проблему

Отличия российского ресторанного бизнеса от зарубежного

Отличия российского ресторанного бизнеса от зарубежного

Российский ресторанный бизнес уникален по своей структуре и достаточно сильно отличается от зарубежного. По многим критериям он еще не сформирована до конца и находится на стадии своего становления, при этом достаточно быстро реагирет на все тенденции в сфере. И все же, несмотря на интенсивный рост, говорить о хороших показателях пока рано.

Елена Иванова, директор по развитию Domino`s Pizza

Если обращаться к статистике, то согласно исследованию, проведенному РБК в 2015 году, Россия занимает последнее место среди таких стран как США, Великобритания, Канада и Германия по обороту рынка общественного питания — ее показатель составляет всего лишь 1 301 млрд руб., в то время как у Америки — 43 488 млрд руб.

Еще один важный параметр — среднедушевые затраты на питание «вне дома» — здесь лидером опять-таки является США (11 130 руб. в месяц), а страной с самым низким показателем — Россия — всего 741 рубль в месяц.

В России пока не принято ходить в рестораны на постоянной основе — нашими соотечественниками это воспринимается как целое событие.

В то время как в Европе или Америке принято после рабочего дня идти в бар с друзьями или родственниками, чтобы расслабиться и приятно провести время.

В сегодняшних реалиях каждому игроку ресторанного бизнеса в России приходится бороться с привычкой покупателя питаться дома и предубеждением к повседневному посещению заведений общественного питания.

Однако здесь стоит отметить, что положительная динамика все-таки наблюдается — россияне стали охотнее проводить свободное время в ресторанах, но пока что это касается только жителей мегаполисов.

Нужно подчеркнуть, что крупные города характеризуются значительной территориальной неравномерностью в распределении зданий общепита, которые, как правило, располагаются в центре населенного пункта. Это значительно затрудняет дорогу до ресторана, предоставляя потенциал для развития доставки.

К сожалению, данный способ питания в России развивается довольно медленно.

Сейчас мы оцениваем оборот заказа готовых блюд в России в 6-15%. Для сравнения, в Америке есть услуга доставки еды на дом, которая гораздо больше востребована, к примеру, рынок в США развивается гораздо интенсивнее, а его оборот достигает 30%.

Одна из причин этой разницы — неудобство доставки: в нашей стране придется ждать дольше, или расстояние будет непосредственно влиять на стоимость.

Поэтому крупным ресторанным сетям приходится разрастаться более масштабно в городе и за его пределами, чтобы любой житель мог спокойно добраться до точки или воспользоваться услугами быстрой доставки, полностью лишая себя возможности ведения небольшого бизнеса.

В целом, российский ресторанный бизнес имеет огромный потенциал к развитию — рост, как минимум, в три раза, что говорит о практически бесконкурентной ситуации на рынке на сегодняшний день.

Стоит отметить также тот факт, что каждый бренд имеет свою личную аудиторию.

Возьмем, к примеру, фудкорт в любом торговом центре: конкуренция здесь маловероятна, потому что в каждой секции ресторанного дворика имеются свои потребители, кто-то предпочитает фастфуд, кто-то десерты, а третьи хотят съесть что-то восточное или экзотическое.

И популярные бренды, и малоизвестные заведения занимают на рынке свою нишу, привлекая определенного покупателя.

Это лишний раз доказывает, что рестораны в России вряд ли «начнут наступать друг другу на пятки» в ближайшее время.

Именно поэтому существуют большие перспективы для расширения данной отрасли, чего нельзя сказать, к примеру, о США, где практически каждая ниша ресторанного рынка переполнена конкурентами и «за место под солнцем» идет постоянная борьба.

Если посмотреть на эту ситуацию с другой стороны, то отсутствие конкуренции имеет негативное влияние, в частности, ведет к снижению уровня сервиса.

У каждого ресторана уже есть своя целевая аудитория, которая посещает только его, так зачем улучшать качество обслуживания, если потребитель и так никуда не уйдет?

Это главное заблуждение игроков российского ресторанного рынка, так как при его перспективном расширении, а соответственно, увеличении конкуренции, посетитель охотнее будет идти в более клиентоориентированное заведение с лучшим сервисом.

Помимо внешних факторов отличия российского ресторанного бизнеса от зарубежного, существуют еще и внутрикорпоративные.

За границей руководители очень трепетно относятся к своим сотрудникам.

Здесь понятие «корпоративная культура» существует уже довольно давно, и данная сфера развита намного лучше, чем в России.

Со временем и наши ресторанные компании поняли, что укрепление командного духа способствует увеличению прибыли и мотивирует сотрудников к развитию и качественному выполнению работы.

Нынешний формат бизнеса в России требует совершенствования и перестраивания под наши стандарты, тенденции и потребителей.

Многие ресторанные сети в последнее время начали кардинально менять свою экономическую политику, применять новые бизнес-модели и экспериментировать именно на российском рынке, в том числе запускать иностранную франшизу.

Определенно, зарубежные коллеги стоят на шаг впереди, но и наш рынок имеет перспективы для развития.

 

Перейти к архиву >>

НАШИ ПАРТНЕРЫ

           

Создание сайтов NewMark