Новости

Компании избирательно подходят к инвестициям

Российские компании избирательно подходят к инвестициям в развитие

Глобальный опрос финансовых директоров показал, что, в то время как сохраняется беспокойство относительно экономической ситуации, компании планируют инвестировать в целях развития. По прогнозам финансовых директоров крупных компаний со всего мира, принявших участие в исследовании, следует ожидать сдержанного экономического роста в следующем году. В то же время, респонденты из Латинской Америки, Китая и Индии выразили более оптимистичную точку зрения: они предсказывают устойчивый рост экономики в ближайшие 12 месяцев. Что же касается представителей российских компаний, то они достаточно консервативны в своих прогнозах - всего 39% ожидают дальнейшего развития российской экономики в 2013 г.

Причину этого исследователи видят в экономической зависимости России от стран-членов Еврозоны, где ожидания относительно экономического роста низки. Несмотря на это, благодаря сохранению значительного потенциала как национального, так и зарубежного рынков, российские финансовые директора в грядущем году планируют придерживаться инвестиционной стратегии.

Данные выводы следуют из результатов, опубликованных в рамках шестого ежегодного исследования American Express/CFO Research Global Business & Spending Monitor, основанного на опросе репрезентативной выборки финансовых руководителей высшего звена из США, Европы, Канады, Латинской Америки, Азии и Австралии.

Представители российских компаний сообщили, что в следующем году планируют использовать максимум возможных средств для привлечения новых клиентов, рассматривая для этих целей одновременно внутренний и внешний рынки. Более того, российские респонденты с наибольшим оптимизмом среди участников опроса из стран БРИК смотрят на перспективы привлечения новых клиентов внутри страны - 48% ответили, что планируют сосредоточиться на продажах на национальном рынке.

В Бразилии ориентироваться на внутренний рынок планируют 38% опрошенных, а в Китае и Индии этот показатель равен 26% и 31% соответственно. В то же время российские компании в полной мере осознают значимость зарубежной экспансии, в том числе 43% планируют экспорт в развитые страны. Что касается развивающихся рынков, то 61% российских предприятий сообщили о своем намерении увеличить объемы производства и формирования услуг на этих рынках в 2013 году. Это предполагает их стремление получить выгоду от сокращения издержек, основанного на размещении производственных мощностей в развивающихся экономиках.

Программа затрат

Создание дополнительной ценности за счет эффективного использования средств компании на сегодняшний день является приоритетом финансовых директоров по всему миру. Планируя инвестировать больше средств, они одновременно подчеркивают значимость разумности и осторожности инвестиций. Эта осторожность характерна и для России, где ни один из респондентов, не высказался в пользу агрессивной инвестиционной стратегии. В то же время, около 70% российских участников опроса сообщили, что сохраняют умеренный инвестиционный настрой для поддержки роста объёма продаж и повышения доходности.

Пожалуй, самые неожиданные результаты исследования относятся к сфере делового туризма: несмотря на колебания в мировой экономике, респонденты предсказали самый масштабный рост затрат на деловые путешествия с 2008 года. 55% респондентов планируют увеличивать расходы на деловые поездки в целях реализации своих планов по росту и развития бизнеса.

В России 61% компаний планирует в следующие 12 месяцев увеличить расходы на деловые путешествия, а 17% планируют тратить столько же, сколько и в прошлом году. Говоря о целях деловых поездок, российские респонденты отмечали, что в этом году они, скорее всего, потратят больше или столько же на поездки, целью которых являются встречи с поставщиками или производителями (96%) и клиентами, в том числе потенциальными (91%).

В других сферах российские финансовые директора ориентированы на стратегические инвестиции, стремясь к прибыли в долгосрочной перспективе.

Среди ключевых сфер, в которые респонденты собираются увеличить свои инвестиции:

- Деловые и профессиональные услуги (48%) - Технологии (48%)

- Реклама, маркетинг и PR (41%)

- Транспорт и логистика (36%)

- Непрямые расходы, такие как поездки и мероприятия (30%).

Брендан Уолш, старший вице-президент American Express Global Corporate Payments в Европе, говорит: «Российские компании, стремящиеся к росту, видят потенциал развития на внутреннем и внешнем рынках. Очевидно, отсюда стремление бизнеса увеличивать объемы инвестиций в деловые путешествия в следующем году. Однако в нынешней экономической ситуации европейские руководители говорят об осторожном расходовании средств, и нам следует ожидать, что компании будут стараться извлечь максимальную ценность из потраченных средств и получить значительный возврат от инвестиций».

Растущая роль финансового директора

Исследование демонстрирует, как изменения в экономическом климате трансформируют роль финансовых департаментов, превратив его сотрудников из экспертов-финансистов в стратегических бизнес-консультантов. Почти две трети (64%) респондентов по всему миру согласны с тем, что опыт недавнего мирового экономического кризиса в той или иной степени усилил роль и влияние финансовой службы внутри компании. В России влияние финансовых директоров еще более значительно. Усиление этого влияния в той или иной степени отметили 70% опрошенных. В частности, российские респонденты отметили, что финансовые директора все чаще являются ключевым звеном, стимулирующим необходимые изменения в организации (30%), а также выполняют функцию стратега, формирующего на базе анализа информации основы для принятия решений (26%).

Финансовые руководители давно играют важную роль в получении максимальной отдачи от затрат и инвестиций. Однако развитие экономики, ориентированной на эффективность, определяет их положение в центре механизма формирования ценности продуктов и услуг компании. Именно об этом говорят респонденты из России, где 82% опрошенных согласились с утверждением, что в следующем году они окажут большее влияние на способность своих компаний принести дополнительную ценность для клиентов. На вопрос о том, какой вклад финансовый директор может внести для обеспечения роста компании в течение следующих двух лет, мнения респондентов разделились поровну между следующими вариантами: принятие роли лидера в защите и продвижении инициатив, способствующих ускорению роста (43%), и стимулирование инноваций (43%).

Использование резервов наличных средств

Согласно данным, полученным в ходе исследования, российские компании в большей степени намерены использовать накопленные резервы наличных средств - 43% против 26%, ответивших, что не собираются задействовать этот ресурс. Основные направления использования этих резервов - это приобретения активов и поглощения (35%) и обеспечение долгосрочной стабильности поставок ключевых производственных компонентов и ресурсов в целях минимизации последствий от роста цен (30%).

«Роль российских финансовых руководителей меняется, в результате экономического спада они получили большее влияние на советы директоров компаний, - говорит Уолш. - На мировом рынке формируются новые стандарты, в рамках которых финансовые руководители определяют требования по эффективности как инвестиций, так текущих процессов внутри компании, тем самым формируя экономику, ориентированную на создание ценности для клиента».

 

Перейти к архиву >>

НАШИ ПАРТНЕРЫ

           

Создание сайтов NewMark