Развитие бизнеса на цифровых платформах
Взаимодействие производителей и потребителей товаров и услуг все заметнее смещается в онлайн-среду и поддерживается благодаря различным цифровым экосистемам и платформам. Институт статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ оценил уровень их востребованности среди российских компаний, варианты и эффекты применения в рамках обследования, проведенного в конце 2022 г. по заказу ПАО «Ростелеком»
Выборка составила более 350 организаций различных отраслей экономики, использующих цифровые экосистемы и платформы.
Главные выводы:
- 78% обследованных организаций оптимизируют бизнес-процессы с помощью цифровых экосистем и платформ. Благодаря возникающим сетевым эффектам компании повышают прозрачность коммуникации с клиентами (эффект отметили 61% организаций), сокращают затраты на решение бизнес-задач (56%), в целом снижают издержки (49%), повышают доходы (44%), увеличивают приток клиентов (42%).
- 80% организаций используют цифровые платформы для взаимодействия с поставщиками и партнерами, чуть меньше (73%) — с органами государственной власти. Почти половине (47%) компаний эти инструменты помогают участвовать в госзакупках; 43% их применяют для рекламы товаров и/или услуг; столько же с их помощью оказывают услуги другим организациям, а 40% — предоставляют услуги населению.
- 92% компаний используют цифровые платформы для подбора персонала. Каждая шестая задействует их для управления персоналом, каждая десятая — для коллаборации и сотрудничества. Набирающие популярность краудсорсинговые платформы, реализующие онлайн-сервисы для делегирования различных рабочих задач профессиональным исполнителям без заключения с ними субподрядного трудового договора, используют более-менее постоянно 10% опрошенных организаций.
- 57% обследованных организаций – пользователей цифровых экосистем и платформ создают собственные платформы, прежде всего чтобы поддерживать взаимодействие внутри компании, коммуникации с партнерами и подрядчиками или с клиентами (71, 70 и 63% соответственно).
- 74% компаний пока не используют, но планируют в ближайшее время начать бизнес на маркетплейсах и агрегаторах.