Принять участие

Джорджо де Кирико в Третьяковской галерее

Джорджо де Кирико в Третьяковской галерее

Тот, без кого не было бы сюрреализма: Открытый фестиваль искусств «Черешневый Лес» представляет выставку Джорджо де Кирико в Третьяковской галерее

XVII Открытый фестиваль искусств «Черешневый Лес» стартует 20 апреля – выставкой «Джорджо де Кирико. Метафизические прозрения» в Третьяковской галерее на Крымском валу

Открытый фестиваль искусств «Черешневый Лес» при поддержке компании BOSCO DI CILIEGI совместно с Государственной Третьяковской галереей на Крымском валу представляет выставку «Джорджо де Кирико. Метафизические прозрения». Именно с нее 20 апреля стартует XVII фестиваль «Черешневый Лес». По поводу открытия выставки состоялась пресс-конференция в ТАСС, в которой участвовали генеральный директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова, куратор выставки Татьяна Горячева, директор Итальянского института культуры Ольга Страда и устроитель Открытого фестиваля искусств «Черешневый Лес» Михаил Куснирович.

Это первая масштабная ретроспектива итальянского художника Джорджо де Кирико в России, на которой можно будет в полной мере ощутить невероятную магию его внешне безмятежных, словно спокойное море, полотен, за которыми таятся глубины смыслов. На выставке, организованной совместно с Фондом Джорджо и Изы де Кирико, будут показаны более 110 произведений живописи, графики, скульптуры, театральные костюмы, выполненные художником для антрепризы Сергея Дягилева к балету «Бал» 1929 года, а также архивные материалы и фотографии.

«Эта выставка, которую мы готовили полтора года, первая выставка де Кирико в России. До этого был проект 1929 года, где было показано всего три работы художника. Одно из произведений было куплено и хранилось в ГМИИ им. А. С. Пушкина, который сейчас любезно предоставил нам эту работу», рассказала Зельфира Трегулова.

Открытый фестиваль искусств “Черешневый Лес” вот уже второй год плотно сотрудничает с Третьяковской галереей. «В прошлом году, когда мы делали большой акцент на авангардное искусство советского периода и под этим влиянием рождалась олимпийская форма, уже тогда думали про 17-й год. BOSCO стала партнером Третьяковской галереи всерьез и надолго. Для “Черешневого Леса” огромная честь – участвовать в организации этой выставки, и я приветствую кропотливую работу и сподвижничество сотрудников Третьяковской галереи. Мы постепенно приходим к русскому и советскому искусству в контексте общемирового – не только старых мастеров», – сказал устроитель Открытого фестиваля искусств «Черешневый Лес» Михаил Куснирович.

«Выставка Джорджо де Кирико открывает “Черешневый Лес”, который в этом году продлится до юбилея Октябрьской революции: ведь фестиваль открытый, а не закрытый!» – сообщил он.  

«BOSCO традиционно искусство очень близко. И когда появилась возможность организовать выставку де Кирико, я согласился, хотя это проект с точки зрения организации очень непростой: ведь работы предоставляют 7 музейных и частных собраний. Но оно того стоило, ведь “Черешневый Лес” старается знакомить с искусством XX века, чуть менее хрестоматийным, но от того не менее ценным: на фестивале мы представляли нашей публике Модильяни, Хуана Миро, а вот теперь и де Кирико», отметил Михаил Куснирович.

Считается, что подсознательное в мир живописи ворвалось благодаря Сальвадору Дали. Однако задолго до него был другой «ловец снов»: первым из художников к метафизике обратился Джорджо де Кирико (1888−1978), имя которого теперь не столь известно широкой публике. Дали досталась вся слава, а вот де Кирико фигурирует среди искусствоведов под ярлыком «предтеча сюрреализма». А ведь без него, возможно, не было бы того Магритта и Дали, которых мы знаем, а также позднего Малевича: все они признавали огромное влияние де Кирико на свое творчество. В современное время было создано нескольких видеоигр, разработчики которых вдохновлялись полотнами художника – может, поэтому и сейчас они выглядят для нас очень актуально.

Почему же Третьяковская галерея, ведь здесь традиционно выставляется русское искусство? «Братья Третьяковы, задумывая свое собрание, не вырывали русского искусства из европейского контекста, с которым оно всегда было тесно связано. Поэтому, предлагая зрителю эту выставку, мы стремились показать то, что в Москве и России не видели и не знали, снова открыть художника, очень важного для искусства XX века», – поясняет Зельфира Трегулова.  

Кроме того, итальянец де Кирико был довольно тесно связан с Россией: он дружил с Дягилевым, много общался с русскими художниками-эмигрантами, а еще был два раза женат на наших соотечественницах – «как и многие великие художественные гении XX века», по словам Трегуловой.

«Хронологически творчество де Кирико будет представлено периодом с 1910 до 1970 годов и разделено на несколько тематических разделов», – говорит куратор выставки Татьяна Горячева.  

Во Введении будет кратко рассмотрена изобретенная де Кирико «метафизическая живопись». «У всякой вещи есть две стороны: обычная и призрачная, или метафизическая, которую дано увидеть лишь редким людям в минуты прозрения…» – писал художник, признаваясь, что впервые озарение посетило его в 1911 году на площади Санта-Кроче во Флоренции: эту дату можно официально считать рождением его концепции.  

В разделе История и миф будет отражена любовь художника к классическому искусству, в Диалоге со старыми мастерами – своеобразный спор с Рубенсом и Тицианом, в Автопортретах, где он позирует в исторических костюмах, видна страсть де Кирико к экзальтации и нарочито театральным жестам: наверное, поэтому он с удовольствием создавал костюмы для театра, которые для выставки любезно предоставил Музей Виктории и Альберта в Лондоне.

Увлеченность философией Ницше и его идеей цикличности времени и бесконечного повторения событий отражена в разделе Вечное возвращение: «Я единственный художник, который по-настоящему понял Ницше!» – восклицает мастер в документальном фильме, который также будет демонстрироваться на выставке.

В итоге ретроспектива получилась действительно впечатляющей. В организации экспозиции также принимают участие Национальная галерея современного искусства в Риме, Музей современного искусства Тренто и Роверето (МАРТ), Центр Помпиду, Музей современного искусства Парижа, Музей Виктории и Альберта в Лондоне, ГМИИ им. А. С. Пушкина в Москве и другие музеи Италии, Франции, Великобритании. 

Для выставки была разработана специальная билетная программа: есть билет на посещение выставки де Кирико с постоянной экспозицией, а есть отдельно на выставку.

Купить билеты можно с 31 марта – на сайте музея, а также в кассах. Одна из касс Третьяковской галереи открывается в ГУМе.

«Как партнеры и друзья Третьяковской галереи мы имеем не только метафизическое, но и физическое присутствие: в ГУМе на постоянной основе открывается билетная касса Третьяковки, где можно купить билеты офлайн и ощутить их приятное шуршание в руках – в том числе на выставку де Кирико», – отметил Михаил Куснирович.

 

Перейти к полному списку мероприятий >>

НАШИ ПАРТНЕРЫ

           

Создание сайтов NewMark