Принять участие

Сольный концерт Константина Емельянова

Сольный концерт Константина Емельянова

10 апреля в рамках «Т Фестиваля» в Третьяковской галерее на Крымском Валу

10 апреля состоится концерт Константина Емельянова, одного из лучших молодых пианистов России с блестящей международной карьерой. Лауреат самых престижных конкурсов мира, среди которых – XVI Международный конкурс им. Чайковского в Москве, Емельянов – музыкант неординарного поэтического дарования и благородства. Его искусство – элегантное, тонко нюансированное– своим аристократизмом и сдержанной лирикой как будто отсылает к исполнительской манере великих мастеров середины 20 века с их лёгкостью и дендизмом, а программы – всегда восхищают концепту- альным изяществом.

В программе второго концерта четвертого сезона «Т Фестиваля»:

Р. Шуман. Арабески ор.18
Детские сцены ор.15
Ф. Момпу. Детские сцены
М. де Фалья. Три пьесы из балета "Любовь-волшебница"

Стравинский. Три фрагмента из балета "Петрушка"

Вечера камерной музыки в Третьяковской галерее проходят уже четвертый год. Формат концертов — вечер субботы в закрытом музее среди полотен великих художников. Концерту предшествует уни- кальная возможность в уединении посетить постоянную экспозицию и текущие выставки. В связи с активной композиторской деятельностью и подготовкой нескольких масштабных музыкальных проектов Игорь Райхельсон продолжит работу над фестивалем в качестве его Президента. Художест- венным руководителем «Т Фестиваля» становится Павел Милюков, который будет определять музы- кальную программу и участников грядущих концертов фестиваля.

Музыкальную программу четвертого сезона представят выдающиеся исполнители современности: Борис Березовский и Павел Милюков, Константин Емельянов, Александр Гиндин. «Т Фестиваль» проходит при поддержке российских меценатов. Среди партнеров фестиваля Wheely, Promomed, Dr. Живаго, вода Edis. Благодаря постоянному партнеру фестиваля компании Yamaha Musiс на сцене зазвучит большой концертный рояль Bösendorfer 280 Vienna Concert. Это изысканный инструмент старейшего австрийского фортепианного бренда, который с 2008 года входит в состав корпорации Yamaha. Все концерты фестиваля будут доступны в прямой трансляции в Яндекс.Дзен. Билеты в продаже на сайте Третьяковской галереи.

  • ·  6 апреля 2021 года: Айгуль Ахметшина и «Виртуозы Москвы» (БЗК)
  • ·  10 апреля 2021 года: Константин Емельянов;
  • ·  24 апреля 2021 года: Александр Гиндин;
  • ·  17 мая 2021 года: Валерий Гергиев.

О программе концерта

Концерт откроется музыкой Роберта Шумана, одного из крупнейших мастеров немецкого романтиз- ма. Его «Арабески» ор. 18 были написана в Вене в 1839 году; совсем небольшая пьеса, не входящая в состав какого-либо цикла и не подкрепленная литературной программой, она, однако, стала одним из самых популярных сочинений Шумана. Арабеской называют сложный узорчатый рисунок из геометрических фигур или стилизованных листьев; первоначально это слово обозначало орнамент в арабском духе.

Так, название пьесы отсылает к визуальному искусству – графике или иллюстрации, но не только: примечательно, что в то же время, когда пишет свою «Арабеску» Шуман, в разных странах выходят два литературных сборника с похожими названиями, это «Гротески и Арабески» Эдгара Аллана По, а также двухчастный сборник «Арабески» Николая Гоголя. Эти словесные арабески уже лишены ассоциаций с арабским искусством: слово «арабеска» здесь лишь намекает на фантасмагорию, причудливость, изысканное и тонкое плетение образов в миниатюрной художественной форме.

Шуман впервые применяет этот термин к музыке; впоследствии арабески появятся среди работ Дебюсси и Лядова. Сам Шуман называл эту призрачную, хрупкую работу «вариациями без темы»; формально это – скорее рондо, т.е. форма, в которой повторяется один и тот же раздел, рефрен, чередуясь с вкраплениями контрастных эпизодов.

Прихотливо вьющаяся тема действительно вызывает ассоциации с растительным орнаментом, минорные эпизоды звучат как странные полосы мрака среди идиллии, а характерная для композиторской интонации Шумана зыбкость, как будто напоминают нам о том, каким мимолётным и текучим был мир романтика.

«Детские сцены» op.15 – одна из главных работ Шумана, написанная примерно в тот же период, что «Арабеска». В «Детских сценах» мы слышим интонацию уже взрослого человека, все еще, однако, причастного миру волшебства. Он очень далёк от сентиментальной умильности: мироощущение ребенка для Шумана, наравне с играми, сказками, уютом дома, полно туманных страхов и неясных образов.

Именно романтики открыли детство как особое состояние сознания, а детей – не как ми- ниатюрных взрослых, но как человеческих существ, живущих в реальности, отличной от нашей: можно вспомнить повесть «Щелкунчик и мышиный король» Э.Т.А. Гофмана, где граница между явью и сном в сознании маленькой девочки постепенно тает, или картины О. Рунге с серьёзными, лишёнными «очаровательности» детьми, пристально смотрящими на зрителя. «Детские сцены» Шумана можно поставить в тот же ряд: 12 фортепианных миниатюр погружают нас в хрупкий мир, который открывается томительной сказкой «о далёких странах и людях» и оканчивается негромким монологом поэта.

Работа Шумана оказалась такой значительной, что стала отправной точкой длинной линии сочинений в жанре «детской музыки», понимаемой не как методическая литература для молодых музыкантов, но как звуковой портрет ребенка и детства. Кроме хитовых работ – таких как циклы «Детский альбом» Чайковского или «Детский уголок» Дебюсси, в этом жанре есть и менее популярные сочинения, представляющие огромный интерес – такие как «Детские сцены» испанца Федерико Момпу, написанные почти через столетие после Шумана в 1918 году. Момпу выбрал путь композитора, вернувшись из Парижа в Барселону, где и прожил до смерти почти в затворничестве, часто – подолгу ничего не сочиняя. Его «Детские сцены» принадлежат еще французскому периоду.

Это череда эфемерных пьес, где остроумно имитированный гвалт уличной возни сменяется играми на пляже, детский лепет тонет в птичьем щебете, а каталонская песенка «Купеческая дочка» звучит то, как бойкая считалка, то как тающее, пронзительно грустное воспоминание. Воздушность этой музыки, ее свежие краски вызывают в памяти французский импрессионизм; неслучайно влиятельный парижский критик Эмиль Вюйермоз объявил Момпу единственным подлинным наследником Клода Дебюсси.

В отличие от французской, испанская классическая музыка не обладала развитой, профессиональной композиторской школой, поскольку традиционные, тесно связанные с фольклором виды музицирования вплоть до начала 20 столетия в Испании преобладали над академическими. Мануэль де Фалья был на поколение старше Момпу и родился на другом конце страны: не у Средиземного моря, но на испанском побережье Атлантики. Однако он тоже учился в Париже, где прожил семь лет, пересекаясь с Морисом Равелем, Клодом Дебюсси и Сергеем Дягилевым, пока не вынужден был вернуться в Испанию из-за начавшейся войны.

Балет «Любовь-волшебница» был написан в 1915 году, когда Фалья остро переживал отъезд из Парижа и военное бедствие, разворачивавшееся в Европе; как и Момпу, он был человеком уязвимого, нервного склада, закрытым и самокритичным. В балете «Любовь-волшебница» речь идет о влюблённых, юноше и цыганке, на пути которых встаёт призрак бывшего возлюбленного девушки. Первоначально задуманный как номер для андалузской танцовщицы, из всех работ Фальи этот балет – наиболее глубокое воплощение канте хондо, старинного, сложно орнаментированного, высокого стиля фламенко. Его драматизм и мистика, строгость и стихийная ритуальность произвели фурор в Париже, где балет исполнили через год после того, как мадридская публика не поняла и не приняла его. Фортепианную сюиту на его основе Фалья создал чуть позже; его пианистическое письмо отличает изысканный лаконизм и удивительно красивая звукопись – от шипения пламени и воя ветра до гитарных россыпей и щёлканья каблуков.

«Петрушка» – трагикомическая история о любовном треугольнике между куклами ярмарочного театра – был поставлен Михаилом Фокиным в декорациях Александра Бенуа. Роль заглавного персонажа, незадачливого влюблённого и наивного простака, игрушечного героя, умирающего на сцене настоящей, жутковатой смертью и таинственно возвращающегося с того света, чтобы погрозить ненавистному хозяину балагана – создал Вацлав Нижинский. В музыке «Петрушки» русский городской фольклор – частушки, песенки, раёшник – переплетен с озорным и ироничным модернистским языком 20 века, а простодушные вальсы и гудение шарманки тонут в вибрирующем площадном гомоне. Балет задумывался как музыка для солирующего фортепиано с оркестром – солист виделся Стравинскому игрушечным паяцем, «выводящим из терпения» симфоническую громаду. Поэтому закономерно, что спустя несколько лет после премьеры «Петрушки» была создана авторская версия трех фрагментов балета для фортепиано соло: «Русская», «У Петрушки» и «Масленица». Виртуозный пианизм в духе 19 века здесь соединен с абсолютно новым видением инструмента: подчёркнута его звенящая ударность, бубенцовая, резкая, дребезжащая звучность, связанная одновременно с атмосферой русского гуляния, кукольной природой героя и образом мартовского, масленичного мороза, ощутимого в палитре декораций Бенуа с их глубоким, ледяным синим цветом.

 

Перейти к полному списку мероприятий >>

НАШИ ПАРТНЕРЫ

           

Создание сайтов NewMark