Вопросы, которые вас озадачили

Только в нашей газете

Мэр отвечает на вопросы предпринимателей

Юрий Лужков: «Сейчас трудно что-либо прогнозировать, но одно можно сказать точно:город поддерживал и будет поддерживать развитие бизнеса»

Часть вторая

 Антирейдерский штаб

- На какую защиту могут рассчитывать предприниматели в случаях попыток незаконных поглощений или завладений имущественными правами?

- В сентябре 2008 г. при Правительстве Москвы создан городской штаб по координации деятельности в области защиты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей от противоправных поглощений и завладения имущественными правами. Правительство Москвы считает необходимым создание в городе условий для безопасного и стабильного развития малого и среднего предпринимательства, усиление координации деятельности исполнительных органов государственной власти города Москвы, государственного контроля и надзора, правоохранительных органов, заинтересованных служб, хозяйствующих субъектов и общественных организаций в области защиты предприятий малого и среднего предпринимательства от противоправных поглощений. В состав антирейдерского штаба вошли специалисты Департамента поддержки и развития малого и среднего предпринимательства и Департамента науки и промышленной политики города Москвы, представители правоохранительных, налоговых и судебных органов. В штабе представлены и общественные организации - Общественно-экспертный совет по малому и среднему предпринимательству при Мэре и Правительстве Москвы и Московская торгово-промышленная палата.

Действует телефонная горячая линия антирейдерского штаба. По телефону 782-00-22 любой предприниматель столицы сможет сообщить о незаконном захвате или поглощении своего предприятия (ЗАО «Московское агентство по развитию предпринимательства» (МАРП), расположено в ЦАО г. Москвы, ул. Радио, д. 20, стр. 1, 2-й этаж). ЗАО «Московское агентство по развитию предпринимательства» осуществляет прием предпринимателей по вопросам противоправного завладения имуществом и имущественными правами (правовая поддержка, подготовка проектов обращений в правоохранительные и государственные органы и др.), проводит специализированные семинары, выпускает соответствующие периодические материалы о деятельности антирейдерского штаба.

Административные барьеры

- В связи с массовой перерегистрацией предприятий, какие меры предполагается осуществить с целью исключения очередей, увеличения сроков регистрации, необоснованного затребования от малых предприятий дополнительных документов и сведений?

- Правительство Москвы считает необходимым обратиться в Управление Федеральной налоговой службы по городу Москве для принятия мер по увеличению числа администраторов для приема документов в службах «одного окна» 46-й налоговой инспекции, а также проведения проверки действий 46-й налоговой инспекции при приеме документов с целью выяснения необоснованного затребования от малых предприятий дополнительных документов и сведений.

- Каковы сроки проведения проверок субъектов малого предпринимательства?

- В соответствии с Федеральным законом № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», срок проведения проверки не может превышать двадцать рабочих дней.

В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановой выездной проверки не может превышать пятьдесят часов для малого предприятия и пятнадцать часов для микропредприятия в год.

В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений сотрудников, проводящих выездную плановую проверку, срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен руководителем такого органа, но не более чем на двадцать рабочих дней - в отношении малых предприятий; микропредприятий - не более чем на пятнадцать часов.

При этом стоит иметь в виду, что срок проведения каждой из проверок в отношении юридического лица, которое осуществляет свою деятельность на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству юридического лица.

- Кто может приостановить либо запретить деятельность предприятия при нелицензируемом виде деятельности?

- Решение о приостановлении деятельности юридического лица может быть принято только судом по обращению уполномоченного органа.

Приостановление деятельности общества с ограниченной ответственностью, а также любого другого юридического лица, независимо от его гражданско-правовой формы, является мерой ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ). Решение о приостановлении деятельности юридического лица может быть принято только судом. Дела о приостановлении деятельности предприятия рассматриваются судами общей юрисдикции (ст. 23.1 КоАП РФ). Также возможен временный запрет деятельности на срок до 5 суток до решения суда (ст. 27.16 КоАП РФ). Данная мера является исключительной и может быть применима, только если это необходимо для предотвращения непосредственной угрозы жизни или здоровью людей. Например, в соответствии со ст. 20.4 КоАП РФ уполномоченный орган (в данном случае МЧС) может обратиться в суд с заявлением о приостановлении деятельности предприятия на срок до 90 суток за несоблюдение им требований пожарной безопасности.

Льготы

- Каковы формы поддержки ремесленничества и льготы для ремесленных предприятий, созданных инвалидами?

- Поддержка ремесленничества осуществляется в соответствии с Комплексной целевой программой развития и поддержки малого предпринимательства в городе Москве на 2007-2009 гг. Она заключается в предоставлении ремесленникам комплексных консультаций по вопросам ведения предпринимательской деятельности, в оказании услуг субъектам ремесленничества по организации участия в проводимых международных, межрегиональных, общегородских и окружных выставочно-ярмарочных мероприятиях, в получении субсидий, льготных кредитов.

В рамках образовательной программы, реализуемой Московским фондом подготовки кадров, проводится бесплатное обучение для инвалидов по различным направлениям предпринимательской деятельности.

- Возможна ли помощь Правительства Москвы при присоединении дополнительных электромощностей для субъектов малого и среднего предпринимательства?

- Городом компенсируется до 30% затрат, связанных с присоединением к любым внешним сетям города.

Субъектам малого предпринимательства предоставляется субсидия на возмещение части затрат (до 30%) по договорам на присоединение энергопринимающих устройств к электрической сети, заключенным с ОАО «Московская объединенная электросетевая компания», связанным с увеличением электрической мощности оборудования, используемого в процессе деятельности по производству товаров, выполнению работ, оказанию услуг. Максимальное увеличение электрической мощности (единовременной нагрузки), оплата которого возмещается за счет субсидии, не может превышать 100 кВт. В соответствии с новой редакцией Правил от 29.05.2009 № 16 Постановления РЭК Москвы установлены новые условия технологического присоединения для субъектов малого предпринимательства - до 15 кВт размер платы составляет 550 рублей.

- Имеют ли льготы при продлении аренды социально значимые предприятия малого бизнеса? Ведь сегодня по федеральному закону продление договоров аренды должно проходить на конкурсной основе. И не секрет, что малые и средние предприниматели не смогут тягаться с крупными сетевыми или банковскими структурами. Тем более, не смогут выкупить имущество, в которое за годы аренды уже были вложены свои «кровные».

- Вступившие в силу поправки к закону «О защите конкуренции» гарантируют предпринимателям отсрочку исполнения закона до 1 июля 2015 года. Послабление, правда, получат далеко не все предприятия малого бизнеса, а лишь те, кто успел заключить договор аренды государственной недвижимости до 1 июля 2008 года. А потом бизнесменам придется бороться за недвижимость на общих основаниях на конкурсах и аукционах.

Правительство Москвы неоднократно подвергало критике новые антимонопольные нормы, которые лишают имущественной поддержки тысячи городских предпринимателей. Сейчас город сдает львиную долю своих помещений малым предприятиям по ставкам значительно ниже рыночных. Таким образом, город поддерживает малый бизнес, а данный закон полностью лишает город этой возможности. По окончании договоров аренды все эти помещения выплеснутся на рынок, а предприятия - на улицу. И даже тот предприниматель, который провел ремонт в помещении, смонтировал оборудование, вынужден будет выходить на конкурс на общих основаниях, без компенсации проведенных работ. Решением Правительства Москвы можно будет компенсировать только проведение капитального ремонта.

- Какова степень риска открытия собственного дела в условиях сложившейся финансовой и экономической обстановки в стране и какие услуги или товары останутся востребованными в условиях кризиса?

- По данным опросов, проводимых на сайтах Системы информационного обеспечения малого предпринимательства Москвы, 70% посетителей (всего в опросе участвовало более 10 тыс. человек) считают, что в условиях кризиса вполне реально начинать бизнес. При этом по-прежнему будут востребованы продукция и услуги, производимые предприятиями реального сектора экономики.

Изменения в законодательстве

- По измененной версии закона о размещении госзаказа его доля в сфере малого бизнеса должна увеличиться. Как обстоит дело у нас в Москве?

- В 2008 году 12% торгов в Москве были выиграны представителями малых предприятий. Задача 2009 года - довести этот показатель до 20%.

- Будут ли действительны лицензии на строительство после 01.01.2010?

- В связи с появлением СРО с 1 января 2009 г. оформление строительных лицензий прекращается (Федеральный закон РФ от 22 июля 2008 года

№ 148-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации (далее - Кодекс) и отдельные законодательные акты Российской Федерации»). Организациям больше не требуются в обязательном порядке лицензии на выполнение строительных работ, т.к. в соответствии с Кодексом лицензии заменяются свидетельствами о допуске к определенным видам работ (ст. 55.5 Кодекса). Без такого допуска осуществлять строительную деятельность с 1 января 2010 г. будет невозможно.

- Нужно ли перерегистрировать ООО? Нужно ли ООО приводить в соответствие учредительный договор?

- В соответствии с Федеральным законом от 30.12.2008 № 312-ФЗ все ООО должны перерегистрироваться до 01.01.2010.

Независимо от внесения в устав и учредительный договор соответствующих изменений эти документы со дня вступления в силу Закона № 312-ФЗ будут применяться в части, не противоречащей ГК РФ и Закону об ООО (п. 3 ст. 5 Закона № 312-ФЗ).

С 1 июля 2009 г. договор об учреждении общества не относится к учредительным документам ООО, но он также подлежит изменению с целью приведения его положений в соответствие с новым законодательством. В частности, если в учредительном договоре общества не содержится данных о номинальной стоимости доли каждого из участников общества, то эти сведения необходимо туда внести.

- Скажите, как сейчас решаются вопросы осуществления контроля за использованием земель в городе Москве в рамках мероприятий по сокращению административных барьеров при осуществлении предпринимательской деятельности?

- Контроль за использованием земель города Москвы осуществляет Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы (госинспекция по недвижимости). Госинспекция по недвижимости в рамках мероприятий по сокращению административных барьеров проводит, в том числе с другими контрольными органами, целевые проверки, разрабатывает методы работы в режиме «одного окна», ведет статистическую отчетность о контроле за использованием объектов.

Инспекция реализует городскую политику по использованию земель, защищает интересы Москвы в сфере имущественно-земельных отношений, выявляет случаи ненадлежащего использования объектов нежилого фонда и земельных участков, а также контролирует работу органов исполнительной власти Москвы и городских организаций, осуществляемую в режиме «одного окна».

В рамках выполнения мероприятий по сокращению административных барьеров при осуществлении предпринимательской деятельности результаты проверок выносятся на еженедельные совещания, а также на рабочие группы городской комиссии по внедрению режима «одного окна» органов исполнительной власти Москвы и городских организаций, во главе с руководителем аппарата Мэра Москвы.

Во исполнение Постановления Правительства Москвы от 14 апреля 2009 г. № 316-ПП «О ходе внедрения принципа «одного окна» в деятельности органов исполнительной власти города Москвы, городских организаций и перспективах развития данной работы в 2009-2011 гг.», ведется активная деятельность по совершенствованию работы государственных структур в режиме «одного окна», в рамках которой реализуется инициатива внедрения и развития единых центров обслуживания населения и организаций.

Кроме того, в целях сокращения административных барьеров указом Мэра Москвы № 8-УМ «Об организации регионального государственного контроля (надзора) в городе Москве в 2009 году» руководителям органов исполнительной власти города Москвы, уполномоченных на проведение государственного контроля (надзора) в отношении субъектов малого и среднего бизнеса Москвы, предписано:

- приостановить до конца 2009 года проведение плановых проверок в рамках регионального государственного контроля (надзора);

- выездные внеплановые проверки субъектов малого или среднего предпринимательства проводить только после согласования в установленном порядке с органами прокуратуры по месту осуществления деятельности указанных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Аренда

- Если малое предприятие предполагает использовать земельный участок для оказания социальных услуг горожанам (физкультурно-оздоровительная деятельность), то какую арендную плату оно будет платить, ведь кадастровая стоимость для такого вида разрешенного использования участка одна из самых высоких.

- При определении размера арендной платы учитываются разрешенное использование земельных участков, вид осуществляемой на них хозяйственной и иной деятельности, а также дополнительные условия использования земельных участков, установленные для решения социальных задач и задач развития города.

Под разрешенным использованием земель понимается утвержденный в установленном порядке на основании планировочных и других ограничений исчерпывающий перечень целей, в соответствии с которыми могут использоваться земельные участки в границах функциональной зоны (подзоны).

Размер ежегодной арендной платы за земельный участок в этом случае устанавливается в процентах от его кадастровой стоимости.

Для получения сведений о кадастровой стоимости конкретного земельного участка необходимо обратиться в соответствующий территориальный орган Роснедвижимости по месту учета данного земельного участка. (Предоставление сведений государственного земельного кадастра, в том числе и сведений о кадастровой стоимости земельного участка, регламентируется Правилами предоставления сведений государственного земельного кадастра, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 № 918 и Федеральным законом от 02.01.2000 № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре».)

Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 25.08.1999 № 945 «О государственной кадастровой оценке земель», в соответствии с пунктом 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316, завершены работы по государственной кадастровой оценке земель города Москвы.

Результаты работ по государственной кадастровой оценке земель города Москвы утверждены и введены в действие с 1 января 2008 года постановлением Правительства Москвы от 04.12.2007 № 1046-ПП «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель города Москвы».

Сведения о кадастровой стоимости земельных участков с учетом утвержденных результатов государственной кадастровой оценки земель города Москвы внесены в государственный кадастр недвижимости.

В соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» общедоступные сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, предоставляются органом кадастрового учета по запросам любых лиц.

В соответствии с Административным регламентом предоставления Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной услуги «Предоставление заинтересованным лицам сведений государственного земельного кадастра», утвержденным приказом Минэкономразвития России от 13.07.2006 № 186, для получения сведений об определенном земельном участке в запросе указывается кадастровый номер этого участка, а при его отсутствии приводится описание местоположения (адресный ориентир) земельного участка.

На основании изложенного, для получения сведений государственного кадастра недвижимости заявитель вправе обратиться с запросом на предоставление указанных сведений в территориальный отдел Управления по адресу: г. Москва, Орликов пер., д. 10, стр. 1., тел.: (499) 975-14-48.

Размеры ежегодной арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности города Москвы, утверждены постановлением Правительства Москвы от 25 апреля 2006 г. № 273-ПП «О совершенствовании порядка установления ставок арендной платы за землю в городе Москве» и дифференцированы для различных случаев (на период реконструкции зданий и сооружений; для организаций, использующих труд инвалидов). Для получения консультации по определению размера арендной платы применительно к конкретному случаю можно обратиться в Территориальные объединения регулирования землепользования Департамента земельных ресурсов.

Также сообщаю, что Постановлением Правительства Москвы от 30.06.2009 № 629-ПП «О порядке предоставления льгот по аренде земельных участков» установлено, что в целях реализации ст. 18 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон) предоставление занимаемых земельных участков субъектам малого предпринимательства в аренду на новый срок без права капитального строительства производится без проведения торгов. При этом плата за право на заключение договора аренды не взимается.

- На данный момент имеется возможность пролонгации долгосрочных договоров аренды добросовестными арендаторами на срок до 2015 года. При этом Департамент имущества города Москвы требует подтверждения статуса субъекта малого предпринимательства на начальный период заключения договора, а это у многих предприятий 5-10 лет назад. Законно ли это и куда обращаться за получением такого подтверждения?

- Если на начальный момент заключения договора организация состояла в Реестре субъектов малого предпринимательства, то следует обращаться в Департамент поддержки и развития малого и среднего предпринимательства города Москвы, хотя законность таких требований под сомнением.

Для обращения необходимо получить официальный запрос от Департамента имущества города Москвы или его территориальных подразделений о необходимости подтверждения статуса субъекта малого предпринимательства на период заключения договора, с целью изучения обоснованности данных требований.

- Какие условия должен соблюдать бизнесмен, чтобы иметь статус добросовестного предпринимателя? Будет ли продлена аренда для добросовестных арендаторов без конкурса?

- Добросовестным предпринимателем считается тот, кто вовремя оплачивает арендную плату и не имеет задолженности за нее более двух сроков, не производил несанкционированную перепланировку и не сдает предоставленные площади в субаренду. Добросовестные арендаторы согласно поправкам в 108-ФЗ теперь имеют право на преимущественную аренду занимаемых помещений до 1 июля 2015 года.

 

Перейти к полному списку вопросов >>

НАШИ ПАРТНЕРЫ

           

Создание сайтов NewMark