Вопросы, которые вас озадачили

Аттестация рабочих мест

 Аттестация рабочих мест

Компенсировать работникам вредные условия труда будут руководители

 

Статья 212 Трудового кодекса вменяет в обязанность работодателю контролировать условия труда на рабочих местах, а также - проводить их аттестацию. Для чего нужна аттестация рабочих мест, кто ее проводит и чем грозит предпринимателю ее отсутствие - об этом корреспонденту «ДМ» рассказал Григорий Помогаев, заместитель руководителя Государственной инспекции труда в г. Москве.

 

- Григорий Иосифович, для чего нужна аттестация?

- Каждое рабочее место имеет определенный набор опасных и вредных производственных факторов: скажем, недостаточный уровень освещенности, высокая (низкая) температура воздуха в помещении, ионизирующее излучение от компьютерной техники, чрезмерная напряженность трудового процесса, провоцирующая стресс, и пр. Все эти физические, химические, биологические и психофизические факторы оцениваются с точки зрения их воздействия на человека.

Аттестация - это обоснование компенсаций за работу в опасных и вредных условиях труда, получение положительного решения пенсионных фондов по льготным пенсиям, получение лицензий на отдельные виды деятельности и др., но в первую очередь - это исполнение законодательных актов.

До настоящего времени у нас продолжает действовать целый ряд документов, которые были приняты еще в советские времена. К примеру, есть огромный перечень профессий и должностей, дающих право на сокращенный рабочий день, дополнительный отпуск, льготную пенсию и прочие преференции. Во времена Советского Союза государство, являясь владельцем всех предприятий и организаций и не имея возможности везде обеспечить здоровые и безопасные условия труда, компенсировало это работникам, предоставляя дополнительно отпуска, сокращенные рабочие дни и т.д.

Сейчас же сложилась парадоксальная ситуация: большинство компаний частные, а компенсирует работникам вредные условия труда опять государство. И зачем, спрашивается, предпринимателю что-то улучшать и над чем-то работать, если все равно государство за все заплатит! И эта ситуация длилась достаточно долго, пока не вышло постановление Правительства РФ № 870 от 20.11.2008 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах с вредными и опасными условиями труда». В постановлении говорится: руководители компаний должны установить работникам, занятым на тяжелых работах, с вредными или опасными и иными особыми условиями труда, по результатам аттестации рабочих мест следующие компенсации: сокращенную продолжительность рабочего дня, дополнительный отпуск и прочее.

Этот документ, а также приказ Минздравсоцразвития № 569 от 31.08.2007, и являются основанием для обязательной аттестации каждого рабочего места.

Правда, есть одна особенность. В постановлении правительства было дано поручение Министерству здравоохранения и социального развития в шестимесячный срок разработать, в зависимости от класса условий труда, конкретные документы: сколько, кому и как компенсировать вредные условия труда. Министерство их разработало, но в действие пока не ввело. Начался кризис, и государство пошло навстречу предпринимателям, приостановив процесс. Ведь если работодатель создает здоровые и безопасные условия труда, то никаких компенсаций работнику предоставлять и не надо, а вот если не создает и люди компенсацию получают, то на работодателя будут возлагаться дополнительные финансовые обязанности, такие как увеличенные отчисления в пенсионный фонд, в государственный фонд социального страхования и т.д.

- Получается, что предпринимателю пока нет необходимости проводить аттестацию?

- Необходимость есть. Закон обязывает работодателя аттестовывать все рабочие места раз в пять лет. Это первый этап процедуры, и надо его пройти, чтобы создать единую базу рабочих мест и уже после этого заниматься вопросами компенсации. Только в Москве несколько миллионов рабочих мест - представляете, какая огромная работа предстоит!

- Григорий Иосифович, кто занимается проведением этой процедуры?

- Специализированные организации, которые имеют лицензию. Их очень много, и с этим тоже есть проблема. К нашему большому сожалению, сейчас тендеры выигрывают не те, кто аттестацию проводит качественно, а те, кто запрашивает за это меньшие деньги. В Москву из регионов хлынули небольшие организации, которые буквально за несколько сотен рублей проведут вам аттестацию чего угодно. Это нездоровая конкуренция, потому что в данном случае дешево - это плохо. Работа высококвалифицированных специалистов, лабораторные исследования и измерения стоят дорого. А низкопробная организация просто напишет вам отчетные документы, которые не будут иметь ничего общего с действительностью.

- А кто осуществляет контроль за качеством проведенной аттестации?

- Этим занимается как государственная экспертиза условий труда, так и наша инспекция по труду. У нас нет лабораторий и специалистов по проведению измерений и оценке условий труда, но при проверке мы можем определить, совпадают ли условия труда и заключение аттестации. Если они явно не совпадают, то мы информируем госэкспертизу, и уже она имеет возможность досконально все перепроверить. Если аттестация проведена некачественно, то ее придется переделывать. А это значит, платить еще раз.

- Какие основные нарушения трудовая инспекция обнаруживает в результате проверок?

- В этом году из 4,5 тысяч проверок наша инспекция 875 провела именно по результатам аттестации. Выявлено около полутора тысяч нарушений, среди которых - непроведение или проведение некачественной аттестации, при этом не обращается внимание на нарушение температурного режима на рабочем месте, плохую освещенность, отсутствие кондиционирования, вентиляции воздуха. Для производственных предприятий распространенными нарушениями являются высокий уровень шума, вибрации, нарушение техники безопасности при работе на травмоопасном оборудовании.

- Чем чревато для организации непрохождение аттестации?

- Штрафами, установленными Административным кодексом. Должностное лицо мы штрафуем на сумму от 1 тыс. руб. до 5 тыс. руб., юридическое - от 30 тыс. руб. до 50 тыс. руб. Здесь хочу отметить, что важна не столько сумма штрафа, сколько часть 2 статьи 5.27 того же самого Кодекса, где написано, что если вы в первый раз нарушили трудовое законодательство, то вас оштрафуют, но если в течение года вас повторно поймали на том же самом, то материалы инспектор обязан отправить в суд. И уже в суде будет ставиться вопрос о дисквалификации руководителя на срок от одного до трех лет. И какому гендиректору это надо?

- Григорий Иосифович, что бы вы пожелали предпринимателям?

- Многие руководители, которые вследствие проведенной аттестации и разработанного плана улучшения условий труда нормализовали рабочий процесс, уже перестали предоставлять своим работникам дополнительные компенсации. Остальным же я советую, пока еще есть возможность получить часть денег на аттестацию через фонд государственного страхования, не затягивать решение этого вопроса. Необходимо понимание, что если вы не пройдете аттестацию, то в скором будущем вам придется из своего кармана платить лишние деньги как государству, так и своим работникам.

 

Елена Лазина

 

 Можно ли от аттестации рабочих мест по условиям труда получить пользу для организации?

 

Александр Федорец, директор АНО «Институт безопасности труда», к.т.н., доцент

 

<h>Условия труда - косвенный показатель эффективности экономики. Это относится

как к экономике государства в целом, так и к экономическому состоянию отдельного предприятия. Специалистам в области систем менеджмента известно, что эффективность организации (предприятия) на 94-98% определяется совершенством системы организационного управления.

 

Система управления (государством, отраслью, предприятием) проявляет себя в равной степени и в экономической политике, и в социальной, и в охране труда. Например, известно, что производительность труда в России примерно в 2-2,5 раза ниже, чем в странах Западной Европы. Интересное совпадение - уровень смертельного травматизма в России выше... тоже в 2,5 раза. Эти цифры наглядно показывают, что результативность нашей системы управления социально-экономическими процессами в 2,5 раза ниже, чем в странах ЕС. Это приводит к тому, что только прямые потери экономики России из-за травм и заболеваний работников составляют около полутриллиона рублей в год (почти 2% ВВП, что сопоставимо с расходами на национальную оборону или здравоохранение). Еще более удручающие цифры приводятся в «Концепции программы действий по улучшению условий труда, включая проведение аттестации рабочих мест по условиям труда», разработанной Минздравсоцразвития России в 2008 году.

Одной из весомых причин такого состояния является то, что в течение последних 10 лет основу деятельности в области охраны труда в Российской Федерации составляет аттестация рабочих мест по условиям труда. Как показывает практика, это весьма неоднозначное мероприятие, требующее к тому же значительных финансовых затрат. К этому следует добавить, что аттестация рабочих мест по условиям труда в России является уникальным в своем роде явлением, так как ни одна экономика в мире не смогла бы выдержать это очень затратное и крайне неэффективное мероприятие. Можно сказать, что с системной точки зрения аттестация рабочих мест по условиям труда являет собой образец мероприятия с отрицательной социально-экономической эффективностью, в результате проведения которого теряют и работодатель, и работник, и общество (государство). Кроме того, противоречивый понятийный аппарат, невыполнимость значительной части нормативных требований создают почву для правового нигилизма и коррупции. В выигрыше остаются только специализированные организации, проводящие аттестацию.

Существует устойчивое заблуждение, что результаты аттестации рабочих мест являются объективными, основанными на результатах инструментальных измерений. К сожалению, это далеко не так. Результаты аттестации рабочих мест только непосвященному кажутся объективными. На самом деле основные результаты (классы условий труда, на основании которых и назначаются все компенсации) рождаются где-то в недрах процесса, обезличенно и безответственно, поэтому окончательные результаты на 70-80% являются абсолютно субъективными. Если бы только проведением аттестации рабочих мест и осуществлением мероприятий «по приведению условий труда в соответствие государственным нормативным требованиям» все и заканчивалось, это было бы не так печально.

Уже все давно забыли, что изначально (см. ст. 102 и 108 КЗоТ СССР) «аттестация рабочих мест» наряду с «рационализацией рабочих мест» рассматривалась как инструмент повышения производительности труда. Сегодня уже практически никто не вспоминает, что изначально (в СССР) проведение «аттестации рабочих мест по условиям труда» предусматривалось исключительно в целях снижения количества необоснованных «льготников» и «вредников».

В начальный период становления аттестации рабочих мест по условиям труда (1991-1997 гг.) главной целью этого мероприятия было привлечение внимания руководителей к вопросам охраны труда и сохранение кадрового потенциала охраны труда после «лихих 90-х», сопровождавшихся массовым сокращением должностей специалистов по охране труда во всех организациях, министерствах и ведомствах.

Сегодня «аттестация рабочих мест по условиям труда» - это мероприятие, направленное прежде всего на обоснование выдачи молока, предоставления льгот и компенсаций за работы с опасными и вредными условиями труда, подтверждения права на досрочное назначение пенсии по старости и другие цели, совершенно не связанные с главной целью охраны труда - «сохранением жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности». Аттестация рабочих мест по условиям труда - это не столько мероприятие охраны труда, сколько социально-экономическая акция, направленная на правовое обоснование дополнительных затрат, которые не подлежат экономическому обоснованию в условиях рыночной экономики.

Что касается понятия «вредные условия труда», то это совсем не то, что обычно представляют люди, не являющиеся специалистами в области гигиены труда. Вредные условия труда - это не только условия труда шахтеров, электросварщиков или кузнецов. «Вредные условия труда» - это условия, определяемые в соответствии с Руководством Р 2.2.2006-05 по результатам сравнения результатов измерений производственных факторов с гигиеническими нормативами (ПДУ, ПДК) с учетом характера и продолжительности выполняемой работы.

Отечественная система гигиенического нормирования досталась нам в наследство от Советского Союза, поэтому ее главной задачей по-прежнему является демонстрация «особой» заботы о здоровье человека. Наши нормативы действительно самые жесткие в мире, поэтому они не соблюдались ни в советские годы, ни в наше время. В этом нет вины работодателя. Большинство нормативов действительно установлены без учета их технико-экономической реализуемости и социально-экономиче-ской целесообразности. Кроме того, у нас нормированы практически все возможные факторы, о существовании которых, по меньшей мере, известно. Поэтому (специалистам в области аттестации рабочих мест по условиям труда это хорошо известно) при небольшом желании не менее чем на 80% всех рабочих мест в России можно выявить т.н. «вредные» условия труда и установить работникам соответствующие компенсации. Под понятие «вредные условия труда» (с предоставлением соответствующих «доплат») без особой натяжки попадают: учителя и врачи, сантехники и нотариусы, водители и дворники, чиновники и охранники, т.е. практически все, кто вынужден просыпаться по будильнику, ездить на работу, выполнять обязанности и нести ответственность.

Социально-экономический ущерб от этого мероприятия заключается прежде всего в том, что оно направлено на закрепление существующих т.н. «вредных и опасных» условий труда посредством предоставления работникам различных компенсаций, которые затем чрезвычайно сложно отменить. Наиболее показательным в этом смысле явилось постановление Правительства РФ от 20.11.2008

№ 870 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда».

Указанным документом Правительство Российской Федерации постановляет установить работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, по результатам аттестации рабочих мест следующие компенсации: сокращенная продолжительность рабочего времени - не более 36 часов в неделю, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск - не менее 7 календарных дней, повышение оплаты труда - не менее

4 процентов тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.

Несложно посчитать, во что выльется для экономики страны сокращение рабочей недели и увеличение продолжительности отпуска. Если в последние годы (по выборочным данным Росстата) хотя бы один вид компенсаций получали около 6 млн работников, то с принятием постановления Правительства РФ от 20.11.2008 № 870 таких «вредников» станет более 20 млн (и это с учетом того, что в России аттестацией по условиям труда охвачено пока только около 40% рабочих мест). Если же аттестацию проведут на всех рабочих местах, то различные виды компенсаций могут вполне обоснованно потребовать более 50 млн работающих. В этом случае дополнительный отпуск для экономики будет стоить около 1,5% ВВП, а сокращенная рабочая неделя - до 8% ВВП.

А во что выльется такая аттестация для вашего предприятия?

Для того чтобы проведение аттестации рабочих мест по условиям труда не стало для предприятия социально-экономической катастрофой, необходим очень ответственный подход к планированию, организации и проведению этого мероприятия. Заинтересованные руководитесаций. Самое интересное, что Порядок аттестации рабочих мест, обходя положения ст. 42 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», не указывает явно сторону или лицо, обладающее достаточными полномочиями и ответственное за гигиеническую оценку и классификацию условий труда. Пренебрежение этим ключевым моментом может привести к тому, что результаты аттестации судом (по иску работника) могут быть признаны недействительными. Хорошее мнение государственной инспекции труда о материалах аттестации или об аттестующей организации может в данном случае оказаться недостаточно убедительным.

С другой стороны, благодаря той же неоднозначности и противоречивости «Порядок аттестации рабочих мест по условиям труда» (утв. приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.08.2007 № 569) предоставляет очень широкие возможности для грамотного планирования аттестации и реализации ее результатов в интересах социально-экономического развития предприятия, т.е. и в интересах работодателя, и в интересах трудового коллектива.

Безусловно, аттестацию рабочих мест по условиям труда следует проводить, поскольку это мероприятие является государственным нормативным требованием охраны труда. Несоблюдение государственных нормативных требований охраны труда влечет за собой административную ответственность от наложения штрафа до административного приостановления деятельности. Но бездумно, неосмысленно («под ключ») аттестацию рабочих мест проводить нельзя!

Что организация должна сделать для того, чтобы средства, затраченные на аттестацию рабочих мест по условиям труда, оказались, как минимум, выброшенными на ветер или, как максимум, привели к социально-экономическому краху предприятия?

Для этого достаточно выполнить хотя бы одно из приведенных далее условий:

* поручить проведение аттестации внешней организации «под ключ», т.е. не принимая участия в принятии решений об установлении класса условий труда на каждом рабочем месте;

* возложить ответственность за проведение аттестации рабочих мест по условиям труда на службу охраны труда, а не на планово-экономический отдел или службу персонала (аттестация рабочих мест по условиям труда - это социально-экономическая акция, а не мероприятие по охране труда);

* поручить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда неподготовленной аттестационной комиссии, не имеющей представления о целях организации при проведении этого мероприятия и о законных, обоснованных путях достижения этих целей.

Что надо сделать для того, чтобы аттестация рабочих мест была проведена с пользой для организации, чтобы результаты аттестации не оказались случайно «под ключ», а явились закономерным итогом целенаправленной политики высшего руководства организации?

Для этого необходимо выполнить все следующие условия:

* создать представительную (отражающую интересы двух сторон трудовых отношений), реально действующую аттестационную комиссию;

* заблаговременно сформировать требования к результатам аттестации рабочих мест по условиям труда с учетом социально-экономического состояния организации, ее бизнес-целей и отслеживать достижение этих целей в ходе аттестации;

* обучить членов аттестационной комиссии (очень желательно - экономиста по заработной плате, специалиста по персоналу или юриста) по общим вопросам аттестации рабочих мест в обучающей организации, которая предлагает не рутинный, а проблемный (творческий) подход к обучению, с раскрытием всех неоднозначностей и «подводных камней» аттестации.

Одной из таких организаций является АНО «Институт безопасности труда». Институт регулярно проводит проблемные семинары по аттестации рабочих мест, которые помимо выполнения нормативного требования о специальной подготовке членов аттестационной комиссии организации дают реальные знания о действительном содержании требований Порядка и о возможных путях их реализации, основанные на огромном опыте практической работы.

Специалисты нашей организации приобрели опыт проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в сотнях организаций, на десятках тысяч рабочих мест, в различных регионах от Ставрополья до Северного Ледовитого океана, от Ленинградской области до Нового Уренгоя, в России и Казахстане. Этот практический опыт и положен в основу нашего семинара.

Следует заметить, что первоначально семинары по аттестации рабочих мест (с 2006 года) проводились в Республике Казахстан (по местному законодательству) и только с 2008 года такие семинары начали проводиться в России.

Особенность нашего семинара - направленность на то, чтобы научить слушателей самостоятельно мыслить и принимать решения в интересах организации, основываясь на требованиях государственных нормативных правовых актов.

Семинар проводится в виде презентации, объединенной единым методическим замыслом, разработанной на основе системного, комплексного подхода к аттестации рабочих мест, рассмотрения этого неоднозначного процесса с различных сторон и уровней. Проблемное изложение материала сопровождается решением слушателями практических задач, подтверждающих многовариантность результатов оценки условий труда и возможность достижения целей организации за счет грамотного использования руководящих документов. На наших семинарах мы стремимся объединить методическую школу военной академии с современными методами обучения, практикуемыми в западных компаниях. Всем участникам выдаются авторские методические материалы, дублирующие содержание презентации, необходимые нормативные документы.

В ноябре этого года

(с 16.11.2009 по 27.11.2009) семинар по аттестации рабочих мест проводится в виде одного из модулей цикла повышения квалификации для специалистов по охране труда.

Кроме модуля «Аттестация рабочих мест по условиям труда» в программу курса повышения квалификации (72 часа) входят еще три модуля:

1. Обучение по программе «Охрана труда» (40 часов) с выдачей удостоверения о проверке знаний.

2. Обучение по программе «Пожарно-технический минимум для руководителей и специалистов» с выдачей соответствующего удостоверения.

3. Обучение по программе «Система управления охраной труда в организации» (на основе современных международных стандартов) с выдачей соответствующего свидетельства.

Слушатели получат ответы на многие актуальные вопросы, в частности:

- можно ли провести аттестацию рабочих мест с пользой для организации?

- почему следует по возможности избегать установления вредных условий труда при проведении аттестации, даже если очень хочется?

- почему результаты измерения производственного фактора в наименьшей степени влияют на установление «вредности» и соответствующих доплат?

- почему аттестационная комиссия организации должна действительно работать, а проведение аттестации «под ключ» грозит большими социально-экономическими проблемами?

- как сделать так, чтобы «охрана труда» обеспечивалась сама собой без вмешательства высшего руководства и даже без «службы охраны труда»?

- что такое «управление рисками» и почему этот эффективный инструмент менеджмента безопасности не желает приживаться в России?

- как грамотно выстроить результативную систему обеспечения пожарной безопасности в организации, обезопасить имущество от уничтожения, а руководство от ответственности?

- в чем принципиальные отличия системы обеспечения пожарной безопасности, вводимой с 01.05.2010, от ныне существующей?

- что лучше для организации: декларирование пожарной безопасности или оценка пожарных рисков?

Помимо методических материалов по теме семинаров слушателям выдаются авторские учебные пособия для самостоятельного изучения и практического руководства.

Слушателям, успешно освоившим программу всех четырех образовательных модулей, выдается удостоверение о повышении квалификации в соответствии с законодательством в сфере образовательной деятельности. Напомним, что в соответствии с требованием ст. 217 Трудового кодекса должность инженера (специалиста) по охране труда может занимать только лицо, имеющее соответствующую специальную подготовку или опыт. А как получить опыт без подготовки?

Приглашаем на наши семинары всех заинтересованных специалистов по охране труда, тех, кто желает стать специалистом по охране труда, а также юристов, экономистов, специалистов по управлению персоналом, специалистов по системам менеджмента. Приглашаем всех, кто понимает, что «охрана труда» - это не «довесок» к деятельности организации, а одно из условий устойчивого, поступательного развития.

 

Перейти к полному списку вопросов >>

НАШИ ПАРТНЕРЫ

           

Создание сайтов NewMark