Совет директоров

Тревожный август 1998 - 2009

 Тревожный август 1998 - 2009

Многие предприниматели до сих пор помнят финансовый кризис, обрушившийся на Россию в августе 1998 года. И не просто помнят, а сравнивают его с сегодняшней,уже международной кризисной ситуацией.

«За 10 лет мы так ничему и не научились»

Аркадий Мишурис, генеральный директор ООО «Фирма Грань-90» (производство и продажа жалюзи):

Кризис 1998 года на нас практически не отразился. Мне известно, что в тот период многие пострадали из-за невозможности снять собственные деньги в коммерческих банках. И еще масса препятствий встречалась на пути предпринимателей.

Что касается сегодняшнего кризиса, то я за 20 лет впервые остановил производство. Из-за отсутствия движения денежных средств на расчетном счете. Деньги попросту не поступают на расчетный счет. Наши клиенты - это бюджетные организации (медицинские учреждения), финансируемые государством. А их прекратили ассигновать по этим статьям. Моя продукция востребована - жара, солнце, - а денег нет. Поэтому я вынужден был кого-то из сотрудников уволить, кто-то ушел по собственному желанию. Хотя люди работали со мной по 15 лет. Сейчас я пытаюсь тем или иным образом их устроить, найти для них выход из этой сложной ситуации. Чувствую, что мы доживаем последние месяцы. А переквалификация в нашем случае невозможна. Положение аховое. Сейчас стоит оборудование, станки - хоть выбрасывай, потому что цех арендуем, а за аренду платить нечем. Я возмущен политикой правительства. Они не думают о людях, о малом бизнесе. Создали видимость заботы, а реальной помощи нет.

Девальвация рубля не дала стимула в этот раз по той причине, что за 10 лет мы так ничему и не научились. Президент сказал, что мы в тупике. И с ним трудно не согласиться. Неправильная экономическая политика и отсутствие разумных идей, планов не могли дать иного результата. Мы зашли в тупик, потому что ничего не научились делать нормально, кроме как продавать сырую нефть. Товары неконкурентоспособны. А то, что мы имеем в Москве, - по сумасшедшим ценам. Лишь бы продать подороже. Мы живем сегодняшним днем.

Записала Анастасия Раецкая

 «Мы никогда не брали кредитов»

Николай Андреев, заместитель главного врача, один из основателей детского медицинского центра (ЗАО) «Невро-Мед»:

- Мы были пионерами малого бизнеса как такового и в стране, и в медицине, в частности, начали свою деятельность в начале 1988 года при научно-производственном кооперативе «Диагностика», гарантом которого было Главное медицинское управление здравоохранения г. Москвы. Поэтому кризисов на нашем веку хватало.

Но если 80-е годы еще можно было назвать кризисными, когда наша деятельность была заформализирована, заблокирована государством со всех сторон, то сейчас даже в условиях кризиса нам намного легче и жить, и работать. И меня удивляет нынешнее нежелание молодых открывать свое дело.

Я сам в конце советской эпохи был членом комиссии по выдаче разрешений на то или иное частное производство и лично писал письма в комиссию о том, что стране нужен частный производитель. И все это на фоне того, что на прилавках ничего не было!

Дефолт 1998 года мы, как ни странно, пережили довольно легко. У нас уже была собственная диагностическая база и крепкие кадры. Мы никогда не брали кредитов, активно вкладывали деньги в развитие «Невро-Меда». Иной раз себе зарплату не выплачивали - деньги уходили на приобретение приборов.

Конечно, для нас было ударом, когда, придя из отпусков, мы поняли, что наши зарплаты ничтожны, что мы, по сути, нищие. И в коллективе было недоумение: зарплаты в одночасье сократились, люди готовы были увольняться. Но мы, оставив без денег самих себя, всем, кто работал на приеме, выдали увеличенную зарплату и таким образом сохранили коллектив.

Сейчас кризиса мы вообще не ощущаем. Пациентов меньше не стало, а аренда, напротив, сократилась до 1000 руб. за кв. метр. Более того, именно благодаря кризису и снижению ставки аренды нам удалось переехать из помещений на Нахимовском проспекте поближе к центру - на Шаболовку, отремонтировать и расширить свои площади с 267 кв.м до 360 кв.м.

Таким образом, у нас добавились еще три комнаты для приема врачей, мы взяли дополнительный персонал и улучшили условия труда - поставили кондиционеры.

Так что рабочие места у нас не сокращаются, а наоборот - увеличились. По пациентам, как я и говорил, спада нет: у нас уже сложилась за 20 лет и репутация, и наработанная практика. Нас рекомендуют и государственные больницы, и прежние клиенты по рекомендациям направляют в нашу клинику своих знакомых. Я и рекламы сейчас даже не даю, только в Интернете «повесил» информацию - и все.

Думаю, что успех нашего предприятия в том, что мы не берем кредитов. Всеми способами стараемся этого избегать. Живем за счет собственных средств и, главное, по средствам: как хороший хозяин в деревне. Брать кредит надо, когда очередь к тебе стоит, растянувшись на 200 метров, тогда есть гарантия, что его вернешь, тем более под такие высочайшие проценты, как у нас в России.

Кроме того, мы всегда придерживались принципа доступности услуг. То есть старались, чтобы стоимость лечения была приемлема для основного населения, и до сих пор мы не повышаем оплату без оснований. К примеру, на протяжении уже целого года наши цены остались неизменными. Вот и не жалуемся на кризис. Коммунальные услуги, конечно, растут, но, спасибо мэру, аренду нам снизили, и это реально помогло. Чувствуется поддержка государства, и нам есть, с чем сравнить - в 80-е годы нас душили как только могли, а сейчас нам и упрощенная система налогообложения, и льготы по аренде, и субсидии всяческие. Все тенденции положительные!

Политика Правительства Москвы и вообще государства по отношению к малым предпринимателям изменилась в лучшую сторону, и кто хочет работать - обязательно выживет.

Записала Дария Харитонова

Сейчас - полное затишье

 Лидия Саморукова, генеральный директор ООО «Корина-офсет»:

- У нас небольшая типография. Работаем еще с советских времен. В 1991 году, в ногу со временем, стали ООО. Кризис 1998 года, конечно, помню. Может, потому, что людям свойственно забывать плохое, но мне кажется, тогда ситуация не производила такого впечатления тупика. Все-таки мы продолжали работать, не закрылись. Конечно, наше предприятие функционирует и сейчас. Но уж очень в этом году, особенно в июне и июле, мало заказов. Раньше приходила на работу и крутилась как белка в колесе. Телефоны звонили постоянно. Сейчас - полное затишье. Наши постоянные клиенты, которые заказывали у нас буклеты, фирменные бланки, блокноты, каталоги и т.п., резко уменьшили тиражи и номенклатуру своей полиграфической продукции. Многие вообще ничего не заказывают.

Почему девальвация рубля по отношению к бивалютной корзине не дала стимула отечественным производителям? Да потому, что наше российское производство во многом завязано на импортных поставках. Взять, например, нашу типографию. Допечатное и послепечатное оборудование, печатные станки и расходные материалы у нас - импортные. А это - компьютеры, принтеры, сканеры, копировальные, монтажные, биговальные, фальцевальные, листоподборные машины и многое другое. Я уж не говорю о разнообразных дизайнерских бумагах. И мы - не исключение. На импорте работает практически вся отечественная полиграфия. В итоге теперь, чтобы купить что-то, надо потратить больше рублей, чем до кризиса. Так, зимой мы собирались прикупить кое-что из нового оборудования (восстановленное я предпочитаю не приобретать, с ним мороки много). Не купили. Теперь нам это уже не по карману. Но мы не жалеем. Сохранили деньги на зарплату.

 Теперь все намного сложнее

Надежда Карпова, генеральный директорООО «Сиринга-стиль»:

- Производством женских головных уборов мы занимаемся с 1993 года. Поэтому кризис 1998-го помню очень хорошо. Тогда, как раз накануне дефолта, мы взяли рублевый кредит в банке и вложили полученные деньги в покупку материалов. В том числе и импортных. Когда грянул кризис, практически все зарубежные товары, ввозимые в Россию, сильно подскочили в цене. От чего мы, российские производители, конечно, выиграли, так как стоимость наших товаров была значительно ниже цен импортных аналогов. К тому же тогда банки не подняли процентные ставки по уже взятым кредитам, как они сделали это сейчас. Что тоже было на руку нашим предприятиям.

 Теперь все значительно сложнее. У населения явно наблюдается нехватка наличности, что сказывается на показателях сбыта, в том числе и нашей продукции. А тут еще тотальное засилье низкокачественной продукции китайского производства. Ввозимые на наш рынок в основном нелегально, китайские товары фактически не позволяют российским производителям развивать свою легкую промышленность. Ведь мы при наших издержках на производство просто не можем конкурировать с китайцами по цене. И сегодняшняя девальвация нашей национальной валюты никак не помогает.

В связи с этим хочу напомнить о том шуме, который недавно поднялся в нашем городе в связи с закрытием Черкизовского рынка. Формально закрытие этого рынка - очень благоприятный факт для наших производителей. Но фактически еще ничего не известно. Насколько я смогла убедиться, поговорив с торговцами других рынков (а среди них есть и те, кто продает головные уборы, производимые нашей фирмой), китайцы скупают там торговые места по существенно завышенным расценкам, вытесняя наших продавцов, которые просто не могут платить столько, сколько их азиатские конкуренты. Я изучала так называемый китайский феномен. И могу сказать, что он носит плановый характер. Правительство Китая вкладывает огромные деньги для того, чтобы развивать свою легкую промышленность и просто оккупировать российский рынок. Наше же правительство не принимает никаких адекватных мер.

С крупных объектов перешли на мелкие

Наталья Турукина, председатель ПСК «Восстановление»:

- Кризис 1998 года для нашего строительного кооператива прошел почти незаметно. Ссуды мы ни у кого не брали. Потому и должны никому ничего не были. Это выручило. Сейчас я, правда, тоже ничего никому не должна. Но сегодняшняя ситуация существенно отличается от прежней по объему работ. Так, в период прошлого кризиса, да и после него, мы работали со своими постоянными заказчиками. Ими были банки, НИИ, другие крупные коммерческие и государственные предприятия. Сейчас - только небольшие город-ские квартиры.

Почему ситуация складывается таким образом? Просто у наших постоянных заказчиков, которым мы делали ремонт, теперь нет денег. К тому же сейчас, в отличие от времен прошлого кризиса, практически любой крупный заказ можно получить только на конкурсной основе. А кто и как выигрывает такие конкурсы, можно только догадываться. Например, участвуя в одном из них, мы вынуждены были заплатить, а точнее, официально перечислить на расчетный счет организаторов конкурса 100 тысяч рублей. За что? Формально - за составление конкурсной документации. Хорошо, что нашему кооперативу тогда удалось выиграть и получить заказ.

Явилась ли девальвация рубля стимулом для развития отечественных предприятий? Конечно, нет. Взять, например, наш сегмент рынка. В процессе строительно-ремонтных работ используется очень много импортных отделочных материалов. Они же существенно подскочили в цене. Отсюда - естественное подорожание всего спектра работ, что в свою очередь отпугивает многих клиентов. Ну и, конечно, общая стагнация российского строительного рынка тоже дала о себе знать. Хорошо еще, что у нас офис в собственности. Хоть за аренду платить не надо.

Скорость нынешнего кризиса позволяет совершать маневры

Ирина Попова, генеральный директор ООО «Альянс»:

 - Генеральным директором ООО «Альянс» я работаю с 2003 года. До этого, с 1995 по 2002 год, трудилась в качестве коммерческого директора ООО «Интер-соя». Кризис 1998 года помню очень хорошо. И могу сказать, что он сильно отличается от нынешнего. Чем? Прежде всего - скоростью. Тогда резкий обвал рубля моментально поверг всех в полный ужас. События развивались так быстро, что никто просто не успел что-либо предпринять. Особенно пострадали те, кто работал по кредитной схеме. Для них дефолт означал полный или почти полный крах.

 Сейчас кризисная ситуация развивается постепенно. От банковского и строительного кризиса ниточки потянулись и к другим секторам рынка. В том числе и к нашему, пищевому (мы занимаемся мелкооптовой и розничной продажей продуктов питания). Но опять же по сравнению с прошлым кризисом все не так уж и плохо. Продажи упали не сильно. К тому же медленное развитие негативной с точки зрения финансов ситуации позволяет совершать определенные маневры. В частности, мы даже собираемся открыть новое направление своего бизнеса. Повлияла ли и как именно нынешняя девальвация рубля? Трудно сказать. Одно лишь ясно: нынешняя ситуация с кредитованием (а без кредитов вряд ли может развиваться хоть какое-нибудь производство) фактически не позволяет брать деньги в долг. А это сильно тормозит развитие любого предприятия.

 В сложившейся ситуации очень помогают те льготы по аренде городской недвижимости, которые ввело московское правительство для представителей малого бизнеса в этом году. Считаю, что это - просто великое дело, без которого многие фирмы, в том числе и наша, просто не смогли бы дальше работать.

Записала Марина Масляева

 

Перейти к полному списку вопросов >>

НАШИ ПАРТНЕРЫ

           

Создание сайтов NewMark