Совет директоров

Закон есть. Процедуры неясны

Закон есть. Процедуры неясны

 С 1 июля 2009 года вступают в силу изменения в законодательстве, принципиальные новации которого вводят нормы о том, что сделки по отчуждению доли или части доли в уставном капитале ООО подлежат нотариальному удостоверению. Несоблюдение нотариальной формы влечет за собой недействительность сделки. Юрист-консультант из юридической группы компаний «Аника» Михаил Лебедев обозначил лишь некоторые проблемные места в новом порядке действий.

- Начнем с того, что при новом порядке сделка, направленная на отчуждение доли или части доли в уставном капитале, подлежит нотариальному удостоверению. Кроме того, продавец подписывает, и подпись его нотариально удостоверяется, заявление о внесении изменений в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ). Далее, в обязанности нотариуса вменяется передать заявление продавца и соответсвующий договор в налоговые структуры.

Тут может быть два пути: 1) проинформировать обычным письмом; 2) некоторые нотариусы могут взять на себя обязанности сами доставить этот документ. Естественно, в последнем случае эти услуги будут оплачиваться отдельно, и не менее, чем за 10 тыс. руб.

К сожалению, электронный документооборот у нас в стране не налажен, и пока еще не представляется возможным отправить заверенный нотариусом документ электронной почтой. В законе заложена возможность установления или разработки электронной программы на этот случай, но пока еще реально таких подвижек не происходит.

Ответственность за доставку нотариального документа в налоговые органы естественно ложится на нотариусов, поскольку это нотариальное действие.

У предпринимателя на руках будет оставаться документ о том, что его нотариально заверенная сделка отправлена в налоговые органы.

Но главная трудность в другом!

И нотариусы этого тоже опасаются: законом не определено, что делать в том случае, если налоговые органы по какой-либо причине откажут вносить изменения в ЕГРЮЛ.

И в этом видятся реальные трудности. Мало того что к нотариусам будет увеличен поток людей, так еще и изменится порядок привычной работы: обычно нотариус оформлял сделку, получал за нее соответствующую сумму и на этом его миссия исчерпывалась. А теперь представьте себе: нотариус оформил сделку, получил от заинтересованных сторон деньги, отправил в налоговую инспекцию документы и получил отказ в регистрации!

Что с этим заявлением делать дальше? Кому его пересылать? А если продавец уже на Канарах, как заново удостоверить его подпись на заявлении? И каковы их действия в дальнейшем закон не определяет!

А отказы могут быть, и причиной их может быть обычное несоответствие информации, которая находится в реестре юридических лиц и в поданном заявлении, к примеру, если паспорт в реестре записан старый, а сейчас у клиента уже новый. Или лишняя точка, черточка в заявлении, поставленная не там - причин масса. Нотариусы еще не прошли школу доскональной проверки всей информации о клиенте, как это делают юристы. Им нужно изучать еще тонкости регистрации.

У нас уже есть прецеденты переговоров с нотариусом о том, что мы берем на себя функции доскональной проверки всех документов при заполнении всех заявлений. А они после этого удостоверяют сделку. Да - такая схема работы избавляет от риска отказа.

Но не все нотариусы готовы с кем-то сотрудничать. Более того, встает вопрос, кому будут направляться документы в случае положительного результата?

После регистрации налоговая инспекция выдает свидетельство и выписку о том, что изменения внесены в реестр юридических лиц. А вот кому это все отдается?

Обратно нотариусу? Опять же в законе этого не установленно.

Возможно, инструкции об этом должны предоставить из налоговых органов или Минфина. Но пока соответствующих регламентов не поступало.

Возможно, что после регистрации в налоговых органах положительный или отрицательный результат возвращается в нотариальную контору. И нотариусы скорее всего будут отправлять эти документы на юридический адрес организации, которая подала заявление. Значит, по логике, отправлять их нужно на юридический адрес организации. Но - у 70% московских юридических лиц физический и юридический адреса не совпадают!

То есть на данный момент - неразбериха полная. Ни с положительным ответом, ни тем более с отрицательным.

Остается только ждать приказа о порядке работы с реестром юридических лиц. Вероятно, налоговые органы скоро этим озаботятся. Скорее всего, это будет письмо, толкующее «Закон о регистрации юрлиц».

В целом, по прогнозам юристов, мы предполагаем, что количество сделок по переуступке долей и их перераспределению должно резко сократиться, так как это уже будет не всем малым предпринимателям по карману. К примеру, одна сделка обойдется одному человеку минимум в 15 тыс. руб., а если это перераспределение долей в ООО? И четыре человека решили перераспределить между собой доли? Это как минимум четыре сделки и выливаются они почти, в 60 тыс. руб.

Вообще, неизвестно, по какому пути пойдет сейчас наше малое предпринимательство. Во всем мире общество с ограниченной ответственностью - это юридическая форма организации, более приемлемая для среднего бизнеса. У нас же вообще для малого бизнеса приемлемой недорогой юридической формы не остается. Индивидуальный предприниматель - не юридическое лицо, с ними работают с меньшей охотой. Им только три года назад разрешили делать запись в трудовую книжку своим работникам. Может быть, теперь, в связи с переменами, ИП станет более распространенной формой.

В любом случае сделок в ООО - как внешних, так и внутренних - станет с

1 июля меньше.

Более того, вероятно, будут массово продаваться или просто «кидаться» фирмы и создаваться новые, под новых людей. Либо будут искаться законные пути и «ненотариальные» способы выхода и входа в ООО - без покупки и продажи долей.

Понятно одно: в законе еще много «сырых» мест, и пока практики применения еще нет, и предприниматели, нотариусы и юристы столкнутся с большими трудностями.

Подготовила Дария Харитонова

 

А вы как?

«Данное решение, на мой взгляд, совершенно не нужно предпринимателям!»

 ООО «Компания «Продвижение»:

- Мои подчиненные передали мне неверные сведения о данной проблеме. Я вообще думала, что можно не делать эту перерегистрацию, но теперь, разумеется, начну собирать документы и к первым числам декабря, надеюсь, все сделаю.

ООО «ПрофЛОРцентр»:

- Я, если честно, слышу об этом от вас впервые. Но отнесусь, пожалуй, совершенно спокойно, и это не помешает мне исполнять мои каждодневные обязанности руководителя и не изменит общий порядок работы.

Владимир Пискунов, генеральный директор ООО «ДезФарм»:

- Мое мнение по этому вопросу крайне отрицательное. Данное решение, на мой взгляд, притянуто за уши и совершенно не нужно предпринимателям! Возникает закономерный вопрос: вот не сделаю я перерегистрацию, и что - нас закроют?! Смешно! Разумеется, придется заняться данной проблемой, но позже, не сейчас. А вообще я наводил справки у знакомых, и мне сказали, что перерегистрация вовсе не является обязательной... Не думал до вашего звонка, что все так строго.

ООО «Приоритет»:

- Я впервые узнал об этом от вас. Надо бы попросить разъяснений у моего юриста - а он в отпуске, как назло... Единственное, что могу сейчас сказать: в связи с этим меня ждет слишком много хлопот и придется затратить слишком много времени, которое с успехом могло бы быть пущено на другие, рабочие, дела.

ООО «Центр газонных трав»:

- Да, я знаю об этом уже давно, но в этом ничего страшного нет. Наверное, те, кто недовольны перерегистрацией ООО, просто не понимают сути вопроса. Это совершенно несложно и много времени не займет.

 

Перейти к полному списку вопросов >>

НАШИ ПАРТНЕРЫ

           

Создание сайтов NewMark