Закон есть. Процедуры неясны
Закон есть. Процедуры неясны
С 1 июля 2009 года вступают в силу изменения в законодательстве, принципиальные новации которого вводят нормы о том, что сделки по отчуждению доли или части доли в уставном капитале ООО подлежат нотариальному удостоверению. Несоблюдение нотариальной формы влечет за собой недействительность сделки. Юрист-консультант из юридической группы компаний «Аника» Михаил Лебедев обозначил лишь некоторые проблемные места в новом порядке действий.
- Начнем с того, что при новом порядке сделка, направленная на отчуждение доли или части доли в уставном капитале, подлежит нотариальному удостоверению. Кроме того, продавец подписывает, и подпись его нотариально удостоверяется, заявление о внесении изменений в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ). Далее, в обязанности нотариуса вменяется передать заявление продавца и соответсвующий договор в налоговые структуры.
Тут может быть два пути: 1) проинформировать обычным письмом; 2) некоторые нотариусы могут взять на себя обязанности сами доставить этот документ. Естественно, в последнем случае эти услуги будут оплачиваться отдельно, и не менее, чем за 10 тыс. руб.
К сожалению, электронный документооборот у нас в стране не налажен, и пока еще не представляется возможным отправить заверенный нотариусом документ электронной почтой. В законе заложена возможность установления или разработки электронной программы на этот случай, но пока еще реально таких подвижек не происходит.
Ответственность за доставку нотариального документа в налоговые органы естественно ложится на нотариусов, поскольку это нотариальное действие.
У предпринимателя на руках будет оставаться документ о том, что его нотариально заверенная сделка отправлена в налоговые органы.
Но главная трудность в другом!
И нотариусы этого тоже опасаются: законом не определено, что делать в том случае, если налоговые органы по какой-либо причине откажут вносить изменения в ЕГРЮЛ.
И в этом видятся реальные трудности. Мало того что к нотариусам будет увеличен поток людей, так еще и изменится порядок привычной работы: обычно нотариус оформлял сделку, получал за нее соответствующую сумму и на этом его миссия исчерпывалась. А теперь представьте себе: нотариус оформил сделку, получил от заинтересованных сторон деньги, отправил в налоговую инспекцию документы и получил отказ в регистрации!
Что с этим заявлением делать дальше? Кому его пересылать? А если продавец уже на Канарах, как заново удостоверить его подпись на заявлении? И каковы их действия в дальнейшем закон не определяет!
А отказы могут быть, и причиной их может быть обычное несоответствие информации, которая находится в реестре юридических лиц и в поданном заявлении, к примеру, если паспорт в реестре записан старый, а сейчас у клиента уже новый. Или лишняя точка, черточка в заявлении, поставленная не там - причин масса. Нотариусы еще не прошли школу доскональной проверки всей информации о клиенте, как это делают юристы. Им нужно изучать еще тонкости регистрации.
У нас уже есть прецеденты переговоров с нотариусом о том, что мы берем на себя функции доскональной проверки всех документов при заполнении всех заявлений. А они после этого удостоверяют сделку. Да - такая схема работы избавляет от риска отказа.
Но не все нотариусы готовы с кем-то сотрудничать. Более того, встает вопрос, кому будут направляться документы в случае положительного результата?
После регистрации налоговая инспекция выдает свидетельство и выписку о том, что изменения внесены в реестр юридических лиц. А вот кому это все отдается?
Обратно нотариусу? Опять же в законе этого не установленно.
Возможно, инструкции об этом должны предоставить из налоговых органов или Минфина. Но пока соответствующих регламентов не поступало.
Возможно, что после регистрации в налоговых органах положительный или отрицательный результат возвращается в нотариальную контору. И нотариусы скорее всего будут отправлять эти документы на юридический адрес организации, которая подала заявление. Значит, по логике, отправлять их нужно на юридический адрес организации. Но - у 70% московских юридических лиц физический и юридический адреса не совпадают!
То есть на данный момент - неразбериха полная. Ни с положительным ответом, ни тем более с отрицательным.
Остается только ждать приказа о порядке работы с реестром юридических лиц. Вероятно, налоговые органы скоро этим озаботятся. Скорее всего, это будет письмо, толкующее «Закон о регистрации юрлиц».
В целом, по прогнозам юристов, мы предполагаем, что количество сделок по переуступке долей и их перераспределению должно резко сократиться, так как это уже будет не всем малым предпринимателям по карману. К примеру, одна сделка обойдется одному человеку минимум в 15 тыс. руб., а если это перераспределение долей в ООО? И четыре человека решили перераспределить между собой доли? Это как минимум четыре сделки и выливаются они почти, в 60 тыс. руб.
Вообще, неизвестно, по какому пути пойдет сейчас наше малое предпринимательство. Во всем мире общество с ограниченной ответственностью - это юридическая форма организации, более приемлемая для среднего бизнеса. У нас же вообще для малого бизнеса приемлемой недорогой юридической формы не остается. Индивидуальный предприниматель - не юридическое лицо, с ними работают с меньшей охотой. Им только три года назад разрешили делать запись в трудовую книжку своим работникам. Может быть, теперь, в связи с переменами, ИП станет более распространенной формой.
В любом случае сделок в ООО - как внешних, так и внутренних - станет с
1 июля меньше.
Более того, вероятно, будут массово продаваться или просто «кидаться» фирмы и создаваться новые, под новых людей. Либо будут искаться законные пути и «ненотариальные» способы выхода и входа в ООО - без покупки и продажи долей.
Понятно одно: в законе еще много «сырых» мест, и пока практики применения еще нет, и предприниматели, нотариусы и юристы столкнутся с большими трудностями.
Подготовила Дария Харитонова
А вы как?
«Данное решение, на мой взгляд, совершенно не нужно предпринимателям!»
ООО «Компания «Продвижение»:
- Мои подчиненные передали мне неверные сведения о данной проблеме. Я вообще думала, что можно не делать эту перерегистрацию, но теперь, разумеется, начну собирать документы и к первым числам декабря, надеюсь, все сделаю.
ООО «ПрофЛОРцентр»:
- Я, если честно, слышу об этом от вас впервые. Но отнесусь, пожалуй, совершенно спокойно, и это не помешает мне исполнять мои каждодневные обязанности руководителя и не изменит общий порядок работы.
Владимир Пискунов, генеральный директор ООО «ДезФарм»:
- Мое мнение по этому вопросу крайне отрицательное. Данное решение, на мой взгляд, притянуто за уши и совершенно не нужно предпринимателям! Возникает закономерный вопрос: вот не сделаю я перерегистрацию, и что - нас закроют?! Смешно! Разумеется, придется заняться данной проблемой, но позже, не сейчас. А вообще я наводил справки у знакомых, и мне сказали, что перерегистрация вовсе не является обязательной... Не думал до вашего звонка, что все так строго.
ООО «Приоритет»:
- Я впервые узнал об этом от вас. Надо бы попросить разъяснений у моего юриста - а он в отпуске, как назло... Единственное, что могу сейчас сказать: в связи с этим меня ждет слишком много хлопот и придется затратить слишком много времени, которое с успехом могло бы быть пущено на другие, рабочие, дела.
ООО «Центр газонных трав»:
- Да, я знаю об этом уже давно, но в этом ничего страшного нет. Наверное, те, кто недовольны перерегистрацией ООО, просто не понимают сути вопроса. Это совершенно несложно и много времени не займет.
Создание сайтов NewMark