Обсуждаем проблему

МАРКЕТИНГ ДЛЯ VR-КЛУБОВ: ОСОБЕННОСТИ

Маркетинг для VR-клубов: особенности и рекомендации для старта

Мы собирали обратную связь от действующих и будущих партнёров и поняли, что, казалось бы, уже раскрытый со всех сторон вопрос маркетинга в нашей области стоит довольно остро. У начинающих предпринимателей в сфере VR-бизнеса все еще остаются вопросы: какие каналы выбрать, какие работают лучше или хуже, где и как можно масштабироваться, как посчитать эффективност?

Сергей Рябцев, руководитель отдела маркетинга в международной сети клубов виртуальной реальности Portal VR

Я расскажу, какие каналы и форматы выбрать для начального продвижения вашего развлекательного клуба или парка, а также затрону тему эффективности вложенных в рекламу средств. Кстати, подойдут они любым подобным заведениям, не только специализирующимся на VR-играх.

P.S. Если вы гуру маркетинга со стажем, то вряд ли откроете для себя что-то новое, лучше сходите поиграть в VR ;)

Начало. Техническая часть

Поздравляю, вы открыли (ну или железно решили открывать) клуб виртуальной реальности. Вы точно понимаете, что гости к вам сами по себе не придут, поэтому нужно подумать о запуске рекламы и маркетинге в целом. Первый вопрос: с чего начать?

Сайт

Вам нужен сайт, страница, посадочная, называйте, как хотите. Для чего? Во-первых, сайт используется как посадочная страница в интернет-рекламе, во-вторых, там клиент сможет найти всю информацию про ваш клуб и услуги, в-третьих — 2024 год, бизнес без сайта?

Делать самому или отдавать специалисту — решение за вами (я бы остановился на втором варианте).

Оговорюсь, что страница в соцсетях все-таки не подойдет: с ее помощью нельзя обеспечить полноценную систему онлайн-бронирования, отдельные страницы под конкретные услуги и многое другое.

Совет: владельцу клуба лучше остановиться на полноценном сайте с системой управления (CMS). Могу порекомендовать следующие: Wordpress, Tilda, Wix. С этими CMS работают большинство специалистов, еще они отличаются дешевым обслуживанием, ими легко управлять, можно найти много обучающих материалов в текстовом и видеоформате.

Телефония

Сим-карту можно купить у любого местного оператора, однако я советую выбирать крупных игроков. Они предоставляют больший функционал настройки телефонии, и вот что может пригодиться особенно:

·       голосовое приветствие;

·       внутренняя АТС (распределение звонков);

·       запись входящих и исходящих звонков.

Модуль бронирования

Рекомендовать могу два сервиса: Easyweek или Bukza. Основное их преимущество — возможность добавить плавающие цены в зависимости от времени брони.

Рекламные каналы

На своей практике я убедился, что неэффективных каналов не бывает, бывают неправильно поставленные цели и неверные ожидания. Чтобы избежать разочарования и не рассказывать всем о том, что вкладывать маркетинговый бюджет в контекст или баннерную рекламу невыгодно, предлагаю немного подробнее разобрать каждое из направлений и каналов.

Еще хочу отметить, что если вы не готовы потратить десятки часов на изучение каждого из каналов, то вам придётся нанять соответствующих специалистов. Но даже при выборе такого варианта я настоятельно рекомендую уделить немного времени изучению основных механик и метрик в каждом из каналов хотя бы для того, чтобы вы могли оценить качество работы специалистов.

И самое главное — определиться и понять, кто ваша целевая аудитория (ЦА). На практике Portal VR могу сказать, что основной чек приносят детские дни рождения. Из этого следует, что наша основная ЦА — родители с детьми в возрасте от 8 до 15 лет.

Еще есть корпоративы, но эта практика распространяется не на все города и имеет сезонную привязку. Кроме того, не стоит забывать про геймеров, парочки, приходящие на свидание, и в целом про компании молодых людей, которые ищут новые виды развлечений.

«Яндекс Директ»

Для владельцев VR-клубов актуальны три вида кампаний — реклама в поиске, РСЯ (рекламная сеть «Яндекс») и ретаргетинговые кампании.

Реклама в поиске работает следующим образом: пользователь заходит в «Яндекс», вбивает ключевой запрос, например, «VR клуб Москва» и видит наше текстовое объявление. Грамотно собранное семантическое ядро (список ключевых запросов) — залог успеха.

РСЯ — рекламное объявление на сторонних сайтах, которые входят в сеть «Яндекса», показывается в формате картинки с коротким описанием. Аудитория, которой демонстрируются объявления, также определяется списком ключевых запросов.

Ретаргетинг — объявления показываются на сайтах, входящих в сеть «Яндекса», но только тем пользователям, которые заходили на ваш сайт и достигли определенных целей. Например, пользователь зашел на сайт и провел на нём более 30 секунд, просмотрел более 3 страниц или, допустим, достиг цели «заполнение формы обратной связи».

 

Сегменты настраиваются в «Яндекс Метрике» и привязываются к нужным рекламным кампаниям.

 

 

Таргетированная реклама VKПривлечение подписчиков — первый вид рекламных кампаний, нацеленных на привлечение аудитории в группу вашего клуба.

Привлечение лидов — второй вид рекламных кампаний, посадочной страницей в этом случае будет ваш сайт, ведь основная цель кампании — привести лиды, которые конвертируются в сделку и принесут вам прибыль. Стоит учитывать, что бюджет в таких кампаниях нужно закладывать с учётом тестов разных аудиторий и креативов. Помним, что ядром аудитории являются родители, которые приводят своих детей в клуб.

Продвижение в соцсетях (SMM)

Наличие групп в основных соцсетях обязательно. Здесь вы собираете вашу самую преданную аудиторию, которая может стать амбассадорами вашего бренда. К тому же, это отличный канал для оповещения о текущих акциях и новинках.

SEO

Здесь я советую еще до создания вашего сайта найти хорошего SEO-оптимизатора, который поможет вам ранжироваться в поисковых системах по релевантным запросам.

SEO — это канал, от которого вы вряд ли увидите результат в первые 2-3 недели, однако в перспективе 3-6 месяцев можно собирать довольно много релевантного трафика.

Классический и офлайн-маркетинг

Реклама на телевидении, радио, статичные и видео-билдборды, раздача листовок, расклейка объявлений у подъездов — все это классические способы продвижения. Если клуб расположен в торговом центре, то, как показала наша многолетняя практика, обязательный атрибут — указатели-билборды на каждом этаже.

Тут нужно отталкиваться от вашего бюджета и конкретного региона. Например, в Москве реклама на ТВ стоит несколько миллионов в месяц и, скорее всего, не окупит себя даже в перспективе. Однако в каком-нибудь маленьком городе вполне себе может хорошо отработать.

Мой совет — пробовать все активности, которые вам позволяет бюджет. Как показывает практика, от региона к региону работают разные варианты продвижения, однако, повторюсь, пробовать стоит все.

Оцениваем эффективность рекламных кампаний

Чтобы оценить эффективность, вам потребуется несколько дополнительных инструментов, а также знание основных метрик и умение их правильно подсчитывать.

Трафик — количество людей, которые посетили ваш сайт.

Лиды — обращения потенциальных клиентов, для бронирования игры в вашем клубе.

Конверсия — процентное соотношение лидов к трафику (количество лидов делим на трафик).

Стоимость лида — сколько было потрачено маркетингового бюджета на привлечение 1 лида.

Выручка/оборот — сумма лидов в рублях, приведенных через рекламу.

Логика простая. Считаем, сколько заработали, и вычитаем бюджет, потраченный на рекламу. Например, потратили 5 000 руб., привели 6 лидов, заработали 20 000 руб. Из цифр уже очевидно, что кампания отработал в плюс, однако встаёт вопрос, как улучшить показатели: заработать больше при таких же вложениях или заработать столько же, уменьшив рекламный бюджет.

Система онлайн-аналитики

На момент написания статьи на рынке есть несколько инструментов, как платных, так и бесплатных.

«Яндекс Метрика»

Этот инструмент поставлю на первое место — он бесплатный, легко настраивается и лучше считывает данные из российских рекламных систем.

Google Analytics

Западный аналог «Метрики». Относительно сложная система в изучении, имеет множество надстроек и в целом может превратиться в полноценный CRM-инструмент, однако не советую его использовать, он достаточно сложен в освоении.

Roistat

Инструмент платный, имеет весь необходимый функционал и даже больше. Например, есть встроенный статический и динамический коллтрекинг. Использовать или нет — решение за вами, однако я все же выберу бесплатный вариант :)

Выводы

На изучение каждого рекламного инструмента и систем аналитики может уйти довольно много времени, однако, чтобы не тратить деньги зря, разобраться в этом придется. Найдите грамотных специалистов по каждому из каналов, выделите тестовый рекламный бюджет (обычно от 3 000 до 20 000 руб.), определите срок первых рекламных кампаний (обычно 1-2 недели) — после сможете сделать выводы об их эффективности.

Перейти к архиву >>

НАШИ ПАРТНЕРЫ

           

Создание сайтов NewMark