Вопросы, которые вас озадачили

Как растить предпринимателей в РФ

Как растить предпринимателей в РФ

Культура предпринимательства в России развивается. Что нужно для того, чтобы бизнес усиливал экономику и как в этом помогает обучение?

Кирилл Плохих, директор факультета бизнеса университета «Синергия»

Предпринимательство в РФ — что с ним происходит?

В прошлому году, согласно статистике, в России действует около 6 млн малых и средних предприятий. Это не особо большая цифра: хотелось бы, чтобы, как в развитых странах, она переступила хотя бы порог в 10% от количества населения (сейчас эта цифра составляет примерно 4%). Тогда это окажет ощутимое положительное влияние на экономику — появится больше рабочих мест, улучшится общее благосостояние людей.

Предприниматель — это в целом двигатель для экономики. Бизнесмены, которые не зависят от обстоятельств и не связаны напрямую с реализацией каких-либо государственных инициатив, проще говоря, малый и средний бизнес, создают как минимум новые рабочие места. Так, условно, если в доме открывается пиццерия — появляется 5-6 рабочих мест. И когда таких предпринимателей много, внутри районов, городов, везде появляется огромное количество рабочих мест. Если бизнес процветает, то растет и материальное благосостояние его владельца, он открывает другие точки, растет конкуренция, повышается качество сервиса и услуг — в итоге пользу это приносит всем.

Для бизнеса никогда не поздно (и не рано)

Свой бизнес хочет открыть достаточно большое количество людей. Причем возраст тут зачастую не показатель. Есть бизнесмены, которые приходят к идее своего дела в тридцать лет после определенного этапа развития карьеры, желая выйти на новый уровень и улучшить материальное благосостояние. А есть предприниматели и среди молодого поколения — даже условных шестнадцатилетних.

Какие-то модели бизнеса они могут находить благодаря родственникам: допустим, юному предпринимателю интересно заняться поставкой определенных товаров, например, из Казахстана в Москву, а это актуально после введения санкций. При этом у его отца есть логистический канал, который он может подключить к делу сына.

Молодые люди понимают, что сейчас это тренд, возможность получить определенную самостоятельность, и потому они становятся первыми предпринимателями в семье. В каком-то смысле это — «отречение от канона». И для многих людей это интересно — пройти то, через что не проходили их родители.

Конечно, остро стоит вопрос получения денег: заем молодежи или ребятам с плохой кредитной историей не дадут, в «семейной истории» могут быть определенные финансовые проблемы, судебные разбирательства — все это в совокупности способно отрицательно повлиять на получение заемных средств. Один из немногих оставшихся вариантов в таком случае — выиграть грант. И на таком этапе многие, конечно, стопорятся. Еще у нас в стране, к сожалению, нет выстроенного института инвестирования. 

Для чего предпринимателю образование?

Если мы говорим про образовательную среду, студентов колледжей и вузов, то, по моим наблюдениям, примерно 3 человека из 10, это 30%, хотят открыть свой бизнес. Действительно, согласно российскому законодательству для того, чтобы начать предпринимательскую деятельность, специальное образование не нужно.

И, казалось бы, и вправду — для чего бизнесмену образование? Химикам, врачам, строителям оно требуется по понятным причинам — просчеты в этих сферах могут стоить человеческих жизней. А предпринимательство — вещь не настолько точная, она не имеет четкой модели работы. Понимать нужно другие вещи: например, специфику своего товара, чем он интересен для потребителя; уметь искать новую информацию и применять ее к своему делу — например, по каким каналам можно реализовывать товар и так далее.

Так зачем в целом предпринимателю образование? Для одной простой цели. Предпринимателю не только нужно находить выходы из кризисных ситуаций, придумывать новые решения, как больше оптимизировать результаты в бизнесе, как получить лучшую выручку, какие дополнительные шаги нужно сделать и так далее. 

На примере разных проектов, которые мы реализуем в «Синергии», могу сказать, что для качественной предпринимательской деятельности мозг должен «созреть», человеку важно научиться разнопланово мыслить. И этого не произойдет, если не учиться, не обращать внимание на чужие кейсы и ошибки, не погружаться в процесс и не рефлексировать. Так что для того, чтобы суметь разрабатывать неожиданные схемы действий, находить выходы из сложных ситуаций, выстраивать разные процессы, подбирать сотрудников — и нужна эта образованность.

Так, в «Синергии» мы на протяжении трех лет в колледже или четырех лет вузе рассказываем, как, образно говоря, не наступить на грабли и избежать чужих ошибок. 

А вообще предпринимательское образование бывает очень разным: базовые программы вводят даже в детских садах. Есть курсы предпринимателей для подростков и детей, в сети много контента для самообразования.

На мой взгляд, к такому раннему образованию и нужно стремиться — это позволяет вырастить из перспективных детей взрослых с предпринимателей с большим потенциалом. Например, в проекте «Мой бизнес» у меня есть курс для предпринимателей-школьников, где мы рассказываем им о том, как устроен бизнес.

Тем не менее, более фундаментальное образование — это колледж, бакалавриат, магистратура, аспирантура, MBA, дополнительные курсы переквалификации.

И я не говорю сейчас об инфобизнесе: такое «обучение» ценности обычно не имеет. Предпринимательское образование должно быть глубоким, фундаментальным.

Будущее предпринимательства в России

В перспективе, я думаю, что благодаря популяризации предпринимательского образования у многих сейчас будет складываться впечатление, что бизнес — это прекрасный способ самореализоваться. А запуск своего дела связан с множеством вспомогательных навыков и знаний: нужно понимать, какую систему бюджетирования ты выстраиваешь, какие расходы, доходы, кому ты платишь деньги, какие налоги, затраты, сколько ты зарабатываешь, какая чистая прибыль и так далее. Бизнес только кажется легким занятием.

У нас в университете на факультете бизнеса очень сильная кафедра во главе с Юрием Борисовичем Рубиным, который всю жизнь посвятил развитию предпринимательства в нашей стране и даже в мире. Мы за фундаментальный подход: человек должен разобраться в основных сложностях за период обучения в вузе, пока он, образно говоря, действует с эффектом подушек под локти и под колени, чтобы их не сбивать. 

Со временем предпринимательская осведомленность в России будет расти. Но, конечно, все равно останутся люди, которые будут вестись на обещания успеха, не имеющие под собой реальной базы.

Сегодняшнее поколение предпринимателей, молодежь до 25 лет, понимают, что настоящее время — отличная возможность для самостоятельного выстрела, в стране есть возможность для ведения полностью прозрачной и законной деятельности.

Перейти к полному списку вопросов >>

НАШИ ПАРТНЕРЫ

           

Создание сайтов NewMark