Как заработать на гендерных праздниках
Марина Лебедева – начальник отдела по работе с малым и средним бизнесом московского региона МТС
Гендерные праздники — это сезон высоких продаж и сильной конкуренции для практически любого бизнеса. Эксперт МТС Кассы рассказывает о том, как розничному магазину обеспечить хорошую прибыль в эти дни и получить больше постоянных клиентов.
Для того чтобы составить план продаж, придется поднять данные прошлые годы и проанализировать их. Спрогнозировать продажи в этом году помогут данные за предыдущие праздники. Проанализировав спрос, вы избежите риска остаться с пустыми полками или большим количеством непроданного товара
Упростить этот процесс помогают товароучётные сервисы в онлайн-кассах, которые показывают аналитику по продажам за конкретные периоды и точные остатки позиций товара на складе и в торговом зале. С помощью отчётов таких систем можно определить самые популярные товары и неликвид, а также отследить выручку, прибыль, средний чек и активность продаж.
Начинающему предпринимателю будет сложнее: у него нет данных о продажах за прошлый год. Придется анализировать открытые источники информации: СМИ, сайты крупных торговых сетей, отчеты конкурентов, аналитику от банков и кассовых сервисов. Например, по данным МТС Банка, на прошлогодние гендерные праздники москвичи чаще предпочитали дарить цветы и электронные гаджеты. Эти товары стабильно пользуются повышенным спросом перед 8 марта.
То, что было модно в прошлом году, может безнадежно устареть в нынешнем. Поэтому не поленитесь изучить все тренды нынешнего года. Конечно, есть проверенная временем классика — конфеты, цветы, ювелирные изделия, косметика и парфюм. Но каждый сезон приносит что-то новое. Так, например, в один из прошлых сезонов популярными подарками к 8 марта были мультиварки или хлебопечки — это был самый настоящий бум! Подборки популярных категорий товаров можно найти с помощью поисковых запросов «Что подарить на 8 марта», «Топ-10 подарков к женскому дню» и подобные.
Важно: закупая новинки, подумайте о том, сможете ли вы реализовать их после праздника.
Обязательно выделите особое место в магазине для таких новых популярных товаров — прямо у входа или на самом видном месте торгового зала.
Подготовьте подарочные наборы. Можно не собирать готовые товары в одну подарочную упаковку, а просто разложить их рядом. Например, стоящие рядом шампунь и бальзам-ополаскиватель для волос одного бренда, отлично “купятся” вместе. Предложите бесплатную коробку или пакет в праздничном стиле при покупке двух и или трёх товаров -- так вы “подтолкнёте” больше клиентов к комплексным покупкам.
Рекламу к праздничным дням нужно запускать заранее, хотя бы за две-три недели. Постарайтесь задействовать как можно больше рекламных площадок. Особое внимание уделите социальным сетям — на сегодня это один из самых мощных и доступных рекламных инструментов для продвижения.
Придумайте специальные предложения и разработайте их механику, закажите маленькие призы. Лучше это сделать заблаговременно: даже производителю простеньких брелоков нужно время, чтобы изготовить сувенир с вашим корпоративным брендированием.
Самый простой вариант наружного оформления — праздничное украшение витрин и панорамных окон магазина. Во-первых, для размещения рекламы в витринах не нужно получать специальных разрешений от гос. органов, а во-вторых, эта реклама прекрасно сработает на привлечение посетителей из числа прохожих.
Подготовьте предпраздничные рассылки для покупателей, разошлите их по своей базе. Напомните в сообщениях об акциях или сделайте подписчикам маленький подарок — промокод на небольшую, в 5 – 10 процентов, скидку, но который можно потратить только в предпраздничные дни.
Обязательно заготовьте подарочные карты — это популярный презент к празднику, особенно в магазинах косметики и парфюмерии, бытовой техники и т.д. Запаситесь сертификатами на разные суммы, чтобы у покупателей был выбор.
Стоит ли говорить о тематическом оформлении магазина? Конечно, стоит. Потому что владельцы небольших торговых точек про это иногда забывают. А ведь для покупателя важно получить ощущение праздника уже в магазине, в процессе выбора подарка.
Для того чтобы покупатель “поймал настроение” уже в магазине нужно:
● Ярко оформить витрины, стены, витрины и стеллажи с товарами.
● Включить в магазине музыкальное сопровождение — настройте радио на популярную волну или поставьте негромкую фоновую музыку.
● Используйте ароматические вещества — например, запах модного парфюма или ароматные композиции с нотками мяты, лаванды, цитрусовых. Естественно, запах не должен быть навязчивым — еле уловимым.
● Разместите на самом видном месте стеллажи или полки с акционными или с самыми модными товарами.
● Приготовьте яркие, красные или желтые, ценники для товаров со скидкой. Пусть они будут даже крупнее обычных.
● Не забудьте и о безопасности магазина: в дни праздничных распродаж, к сожалению, активизируются и магазинные воры. Установите дополнительные камеры наблюдения, системы “антивор”, магнитные рамки и т.д.
Большие продажи в праздники — это стресс. И не только для покупателей, которые мечутся в поисках оригинального подарка любимой жене или тёще, но и для продавцов, кассиров и других работников торговой точки.
Не забудьте, что работа в праздничные дни должна оплачиваться по повышенному тарифу или компенсироваться дополнительными днями отпуска — обязательно сообщите об этом персоналу. Приготовьте для своих сотрудников маленькие премии или подарки — ваши работники, а особенно работницы, как никто другой достойны праздника и подарков.
Обязательно проведите с продавцами и кассирами, с теми, кто непосредственно контактирует с покупателями, небольшие тренинги или просто беседы. Подробно расскажите им механики праздничных акций, проведите мини-экзамен на эту тему. Психологическая устойчивость продавца в день распродажи очень важна. Поставьте работать в эти дни самых стрессоустойчивых сотрудников.
Значительно облегчит работу сотрудников современная кассовая техника, например, смарт-кассы от МТС. Кассовая программа в них интуитивно понятна, и позволяет кассирам работать намного эффективнее, чем на простом кнопочном кассовом аппарате. Она экономит время, а значит, дает возможность обслуживать большее количество покупателей в смену.
Важный момент: объясните продавцам, что агрессивные продажи (так называемое, “впаривание”) — не самый лучший метод для повышения лояльности. Такой метод, конечно, позволит одномоментно поднять выручку, но в перспективе может отпугнуть посетителей от вашего магазина. Вместо этого предложите продавцам использовать тактику “мягкой консультации” или помощи, оставив конечный выбор за покупателем.
В дни распродаж и повышенного спроса постарайтесь тоже выходить в торговый зал, не только контролировать работу персонала, но и помогать ему. Такая практика очень распространена в зарубежных магазинах: даже владельцы крупных торговых сетей в предпраздничные дни выходят работать в торговые залы вместе с рядовыми продавцами.
Вроде бы, всё просто, все понятно и знакомо. Но поверьте, в предпраздничной суете даже самые очевидные и рядовые вещи могут просто вылететь из головы. Чтобы этого не произошло, мы приготовили для вас чек-лист. Вычеркивайте из него пункты по мере выполнения, и вы подготовитесь к праздничным продажам без стресса.
Желаем вам хороших праздников и хороших праздничных продаж.
Создание сайтов NewMark